Ответ на вопрос «зачем носить велосипедный шлем» настолько же очевиден, как и ответ на вопрос «зачем зимой носить шапку». У тех людей, кому дорога голова, этот вопрос не возникает в принципе. А для тех, кто еще сомневается, мы приведем несколько аргументов в пользу ношения велошлема. Надеемся, они окажутся для вас убедительными.
Факты – вещь упрямая
По данным исследования, опубликованного в медицинском журнале «New England» в далеком 1989 году, ношение шлема во время езды на велосипеде сокращает риск получения травмы головы и травмы мозга на 85% и 88% соответственно1. С момента публикации этих данных было проведено еще несколько исследований2, и все они показали примерно такой же результат.
На минских велодорожках скорость велосипедистов может достигать 30-40 километров в час. Даже если вы считаете, что всегда ездите медленно и аккуратно, вы совершенно не застрахованы от того, что любой момент в вас врежется другой человек. На такой скорости можно получить травму даже в автомобиле, не говоря уже о велосипеде, на котором вы ничем не защищены.
Звучит убедительно, но не для всех. По Правилам дорожного движения в Беларуси ношение шлема не является обязательным условием для езды на велосипеде. Возможно, по этой причине, возможно, по какой-то другой, но велосипедистов в шлемах на улицах Минска и других белорусских городов очень и очень мало, по нашим наблюдениям, не более 10% от общего числа.
Почему же люди не хотят носить шлем?
Основные причины обычно такие:
- Шлем неудобный (мешает ехать, давит, сползает)
- В шлеме жарко (потеет голова, чешется лоб)
- Под шлемом портится прическа
- Шлем — это дорого
- В шлеме я выгляжу глупо
Давайте разберемся, так ли это.
Современные шлемы — это легкие (в пределах 200-300 граммов), почти неощутимые на голове аксессуары, специально разработанные, чтобы не мешать велосипедисту и хорошо проветриваться во время езды.
Как правило, шлем состоит из двух слоев: тонкий верхний слой из пластика и внутренний слой из пенного материала потолще. Иногда шлемы дополняют съемными вставками, они делают посадку по голове мягче, к тому же вставки можно снять и постирать. Некоторые модели оснащены козырьком, такие очень удобны в солнечный день и вполне могут заменить бейсболку.
Отверстия в шлеме специально созданы для того, чтобы пропускать воздух и отводить тепло, проветривая голову. Конечно, в тридцатиградусную жару в шлеме будет жарко, как и в любом другом головном уборе, но в любую другую погоду вы, скорее всего, забудете о том, что носите на голове защиту.
В шлеме может быть неудобно только тогда, когда он подобран неправильно, например, не по размеру или если выбран неподходящий тип шлема для вашего типа езды.
Если вы внимательно изучите ассортимент шлемов в каком-нибудь крупном веломагазине, вы увидите, что большинство моделей напоминают корзинку или связку бананов, есть парочка, похожая на каски немецких солдат времен Второй Мировой, есть детские шлемики в цветочки или Губки Бобы, и, наконец, если повезет, вы найдете гладкие шлемы с козырьками, напоминающие шляпки грибов.
Это шлемы для разных видов велоактивности, и для городских поездок подходят не все. Огромные аэродинамические шлемы, напоминающие голову Чужого из одноименного фильма, созданы для профессионального спорта — шоссейных велогонок. Для езды по городу они действительно могут быть слишком громоздкими, да и выглядят странно. Шлемы для спортивных велодисциплин или для выполнения трюков обычно очень глубокие, закрывают не только голову, но и шею сзади, в них мало отверстий для циркуляции воздуха, поэтому в таких вам будет жарко. Шлемы «корзинки» легкие и удобные, но их очевидно спортивный внешний вид нравится не всем.
Для комьютинга и городских велопрогулок хорошо подходят гладкие шлемы с козырьком. Они не громоздкие, смотрятся стильно и гармонично сочетаются с повседневной одеждой.
Прическа под шлемом портится не больше, чем под любым головным убором. Согласитесь, это не повод, например, зимой не носить шапку. Вот и со шлемом так же.
По поводу цены шлема можем сказать только одно — это цена вашего здоровья. Не пожалейте 50-70 долларов (это средняя цена за велошлем, можно найти и дешевле) и купите себе удобный и красивый аксессуар, который прослужит не один сезон.
Альтернативное мнение
Существует мнение3, что велосипедист в шлеме склонен совершать необдуманные и даже рискованные действия, потому что чувствует себя защищенным, в то время как человек без шлема ездит более осторожно, боясь травмы.
Мы в корне не согласны с этим утверждением! К тому же по этой логике использование ремней безопасности в автомобиле тоже должно повышать степень уверенности водителя в своей защищенности и приводить к более рискованному, а значит аварийноопасному поведению на дороге. Но это не так. Вряд ли сегодня кто-нибудь сомневается в пользе ремней безопасности, подушек безопасности и других мер для спасения жизни в любой сфере.
Взрослый психически здоровый человек не станет рисковать своим здоровьем независимо от того, что надето у него на голове и надето ли вообще. Шлем — это не повод для потенциально опасной езды, а способ защитить себя. Причем способ очень простой, действенный, доступный и даже симпатичный, если подойти к выбору шлема обдуманно.
О выборе подходящего шлема и местах, где можно купить модель для города, мы расскажем в наших будущих материалах. Не переключайтесь!
Этот пост ещё интереснее: Как выбрать велик-2. Какой велосипед лучше для города
Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!