Среда

Колобайк vs TUT.BY или при чём здесь ГАИ

Куда повернёшь — туда и вышло?

boyonabike.wordpress.com

С чего всё началось?

В байнете бушуют страсти — люди спорят о том, кто должен оплачивать штрафы за нарушение ПДД во время поездки на прокатных велосипедах.

Всё дело в том, что некоторое время назад сотрудники Минской ГАИ начали штрафовать велосипедистов за отсутствие на их транспортных средствах зеркал заднего вида. Действительно, с точки зрения действующих Правил, велосипед должен быть оборудован зеркалом заднего вида, однако наказывать за его отсутствие начали всего несколько дней назад.

По словам пострадавших велосипедистов, штрафуют только тех, кто принимает участие в «велопробегах солидарности» — совместных поездках по улицам белорусских городов в поддержку задержанных и арестованных политических деятелей, блогеров и общественных активистов.

Масла в огонь подлило интервью директора «Колобайк» Вадима Осипчика новостному порталу TUT.BY. Неодобрительную реакцию читателей вызвала фраза «Раз вы революционеры, оплачивайте штрафы сами». Многие посетители портала с ней не согласились, считая, что если транспорт прокатный, то и отвечать за его оборудование должен владелец.

В социальных сетях начали появляться записи с призывами отказаться от услуг велопроката и оставлять негативные отзывы на «Колобайк» в Google Play и Apple App Store. По словам авторов постов люди должны перестать пользоваться прокатом, а программа должна быть удалена из магазинов приложений так как велосипеды сервиса не соответствуют требованиям белорусского законодательства.

Урбаноид постарался разобраться в сложившейся ситуации. Приводим комментарии обеих сторон.

Комментарий директора «Колобайк» Вадима Осипчика

— Хронология событий: в начале одиннадцатого, вечером [29 июля 2020 г.] мне звонок. Звонит журналист TUT.BY, с которым мы работали в прошлом году и в этом.

Она мне позвонила с такими словами: «Вы знаете, что милиция задерживает людей на ваших велосипедах и штрафует?» Я уточняю: «Просто в городе или на какой-то акции?» — потому что это очень важно. Она говорит: «На акции». На что я ей сказал: «Вы же понимаете, сейчас штрафуют за отсутствие зеркал. Если бы были зеркала, штрафовали бы за то, что без шапки едут. Если бы ехали в шапке, штрафовали бы за то, что едут и ругаются матом. Вы сами понимаете, если была команда людей задерживать, их задерживают независимо от причин». Это реалии нашего времени.

Когда мне сказали, что людей штрафуют, мои слова дословно: «Я понимаю позицию людей, которые выходят на улицу и отстаивают свою точку зрения, я уважаю их позицию. Но считаю, что если ты идёшь на такие мероприятия, участвуешь в них, отстаиваешь свою точку зрения, как революционер, то ты должен быть готов к тому, что может быть всё что угодно. Тебя могут там задержать — много чего может случиться с человеком со стороны тех, кто эти акции пресекает, в том числе штраф. И ты должен рассчитывать на свои силы. Сам пошёл участвовать в акции, ты выражаешь свою позицию, которую можно уважать, но, в случае чего, ты сам отвечай. А то получается, что ты пошёл на акцию, отстаиваешь свою жизненную позицию, но когда тебя взяли, ты говоришь: «А я тут вообще ни при чём, моя хата с краю. Фирма мне дала велосипед, который неисправен, я не виноват». По-моему, это нечестно.

Вот, собственно, всё, что я хотел сказать. Я уважаю жизненную позицию людей, которые отстаивают свои убеждения, какие бы они ни были, до конца. Но тогда пусть отстаивают до конца, а не прикрываются чем-то другим: «Это не мой велосипед, я тут случайно ехал». Если отстаиваешь, то отстаивай — вот что я хотел сказать.

Вопрос о том, что я сказал: «Раз они революционеры, пусть сами платят», такой фразы вообще не было. Это я могу голову на плаху положить. Безусловно, такой фразы не может быть.

Я высказал свою точку зрения о том, что ответственность за личное участие в каких-то акциях нельзя перекладывать на кого-то постороннего. Участвуешь — участвуй, ты смелый человек, ты сильный. Пожалуйста, отстаивай свою точку зрения, убеждай, доказывай, иди на риски какие-то. Но получается, что вроде как идёт, но вроде как и ничем не рискует.

Если бы пришли документы о том, что дан штраф, я бы сделал запрос в ГАИ, потому что есть вопрос по ПДД. В одном пункте написано, что ТС должно быть оборудовано зеркалами, но на это есть другой пункт в этих же Правилах, который опровергает это. Казус в ПДД.

Пункт 200 гл. 26. ПДД РБ Велосипед должен иметь исправные тормозную систему, рулевое управление и звуковой сигнал, быть оборудован зеркалом заднего вида, спереди световозвращателем белого цвета, сзади — световозвращателем (световозвращателями) красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателями оранжевого цвета.

Пункт 194.4 ПДД Беларуси Запрещается участие в дорожном движении транспортного средства, переоборудованного (путем изменения его типа и (или) назначения, а также весовых, габаритных или иных технических характеристик, предусмотренных документацией организации (завода)-изготовителя, в том числе путем оборудования транспортного средства маячками, специальными звуковыми сигналами) без согласования с ГАИ в порядке, установленном Министерством внутренних дел.

То есть, если я ставлю на велосипед зеркало, то я меняю его габаритные характеристики, предусмотренные документацией изготовителя. Зеркала должны быть, но тогда они должны идти с завода.

На минуточку, Минский мотовелозавод — я заходил вчера в их фирменный магазин, специально посмотрел — там ни одного велосипеда не продавалось с зеркалом. Так что сейчас, закрывать завод?

В прошлом году, когда шеринг выходил на рынок, никакого документального подтверждения о том, что велосипеды «Колобайк» соответствуют нормам, стандартам или требованиям, не было, но ГАИ наши велосипеды видела. Честно говоря, этот пункт с ними не согласовывается, но велосипеды соответствуют всем международным нормам безопасности, оборудованы всеми необходимыми световыми и звуковыми сигналами, тормозами. Претензий не было.

После обращения нашей клиентки, которая выкопала это в Правилах, был разговор с ГАИ. Сказали устно, что осенью будет новая редакция ПДД, где этот пункт будет исключён. Сказали, что это смешная, неактуальная, «замшелая» статья, которую в прошлый раз не убрали [из Правил], в этот раз уберут. На этом всё и закончилось.

А потом, когда политическая ситуация накалилась, когда начали появляться «велопробеги», про это правило вспомнили.

С точки зрения журналиста, когда такая взрывоопасная ситуация [в стране], не нужно накалять. Ведь можно же было всё сказать по-другому, тем более, таких слов [как в заголовке] я не говорил, а это приписали мне как мою цитату. Я говорил лишь о том, что это не совсем честно по отношению к фирме, которая ни в чём не виновата, а старается сделать жизнь горожан лучше и удобнее.

Сейчас мы работаем в штатном режиме, по-прежнему всё обслуживаем, делаем, но просто неприятно, когда тебе приписывают слова, которые ты не говорил. Сейчас у нас знаковые события — мы открываемся в Гродно, Гомеле и Лиде, уже велосипеды прибыли туда, мы старались, а тут такое… Испортили нам весь праздник. Честно говоря, за это очень обидно.

Мы медийная компания, мы на слуху, на виду, и, конечно, когда на нас такой ушат грязи вылили, резонанс большой. Наверное, журналист выполнил свою задачу. Задача журналиста [в том], чтобы статья имела резонанс. Статья имела.

Руководство TUT.BY тоже поняло, что они не правы, и будут писать какую-то статью-опровержение, но, как говорят, ребёнок уже родился. У нас люди в плохое верят легче, чем в хорошее. [Если] что-то плохое сказать, тут же все горят высказать своё мнение, а скажи что-нибудь хорошее — никому не интересно. Таковы реалии времени, с этим ничего не сделаешь.

Репутация создаётся долго, а теряется в один миг. Я не считаю, что мы её потеряли, но даже если будет опровержение, у нас люди не верят в хорошее.

В виду накалённости ситуации, всё это имело большой резонанс, хотя не время и не место сейчас этой статье. Все вопросы с ГАИ и с велолюбителями можно было решать спокойно, в рабочем порядке без всякого ненужного нагнетания обстановки.

Комментарий Юлии Альгерчик, журналиста портала TUT.BY, раздел «Авто»

— Всё, что было изложено [Вадимом Осипчиком] — у нас в новости. Мне добавить нечего, я как журналист делала свою работу. Если, как говорит Вадим, что-то неправда — пусть скажет правду. У нас никто не удалял статью. Мы предложили сказать ещё раз, если есть что сказать. Мы дадим отдельную новость, если есть какие-то поправки.

Несколько раз мы беседовали в день выхода материала и я предлагала: «Если вам что-то не нравится, давайте вы ещё раз расскажете. Может быть, у вас какие-то дополнения есть». Вадим сказал, что подумает, но ничего не прислал.

Я позвонила ещё раз и предложила вернуться к этому вопросу утром, то есть сегодня. Но пока никакого комментария нам не поступало.

Сейчас Вадим Осипчик говорит, что не знал во время нашей беседы, что это было интервью. Возможно, он забыл. Разумеется, я представилась и сказала, что мне нужен комментарий. И в конце я также сказала, что опубликую сообщение. Вадим меня знает как журналиста, и я естественно ему звоню не просто поболтать о каких-то бытовых вещах, а конкретно о проблеме, с которой столкнулись люди.

Когда я брала его комментарий, был поздний вечер. Может быть после рабочего дня человек был уставший и среагировал очень эмоционально. Возможно, когда утром он прочитал новость, эта эмоциональность ему не понравилась. Он говорил, что люди революционеры, он ничего против этого не имеет, но, в то же время, подтверждал, что оплачивать штрафы не хочет и не планирует.

От велосипедистов, которые пользуются «Колобайком» и на которых были составлены административные протоколы, я получила информацию о том, что на их сообщения шеринг отвечает так: «Присылайте постановление о ваших правонарушениях и задержаниях, мы будем разбираться».

По мнению Вадима, ГАИ подставило «Колобайк». Потому что в личной беседе ему говорили, что зеркало — это атавизм, который не нужен по сути. Оно было бы нужно, если бы велосипеды ездили по проезжей части, а этот пункт забыли вычеркнуть из Правил с советских времён. Но это было в личной беседе, и нет никакой бумаги, подтверждающей эти слова. Сказали подождать до сентября, но кто же знал, что случится вся эта ситуация, и людей начнут останавливать на тротуарах из-за катафотов не того цвета.

Мы тоже бы очень хотели что-то написать со стороны «Колобайк», потому что ситуация непонятная. А чаты велосипедные бушуют, страсти кипят, люди отзывы оставляют.

Честно говоря, пока ни одного подтверждения штрафа из ГАИ нам не присылали. Протоколы об административном правонарушении есть, но, так как люди не соглашаются с этим нарушением, им штраф на месте не выписывают, а отправляют в ГАИ на разбирательство. И разбирательства назначены на следующую неделю. Возможно, и не будет этих штрафов, мы не знаем.

Пока с ГАИ мы не связывались. Ждём, пока люди туда пойдут и будут приняты какие-то решения. И от Вадима Осипчика ждём расширенного комментария.

Этот пост ещё интереснее: «Minsk Triathlon 2020» пройдёт 16 августа 2020 года

Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!