Желтые велосипеды Колобайк: как работает новый байкшеринг
Выяснили, как пользоваться приложением, сколько стоит час проката и есть ли бесплатные поездки
Примерно в одно время с появлением оранжевых велосипедов Velosmart о скором начале работы в Минске объявил еще один сервис байкшеринга — Колоbike.
Это бесстанционный сервис, то есть велосипеды не прикреплены к парковкам, а свободно стоят на улицах. В теории, это удобнее, чем искать станции, чтобы взять или оставить велик. Достаточно просто найти незанятый велосипед, внести оплату с помощью мобильного приложения, отсканировать код велосипеда — и можно ехать.
Час проката стоит 2 рубля, тарификация по полчаса, то есть минимум 1 рубль. Когда поездка закончится, можно оставить велосипед в любом месте, где он не будет мешать прохожим или машинам.
Но это в теории. На практике все оказалось чуть сложнее.
Сайт сервиса
У Колобайк есть действующий веб-сайт, где размещена информация о сервисе, а несколько дней назад начался обратный отсчет до старта работы.
Также сайт предлагал подписаться на обновления и получить за это купон на 3 рубля — достаточно, чтобы кататься полтора часа. Отличный ход, чтобы познакомить пользователей с сервисом и протестировать его в полевых условиях после запуска.
Мы подписались, но на указанную электронную почту или номер телефона никаких кодов не пришло.
В назначенное время отсчет на сайте прекратился, а в PlayMarket появилось фирменное мобильное приложение с пометкой, что версия тестовая.
Приложение в PlayMarket
Первое, на что обращаешь внимание после скачивания приложения — это то, что оно только на английском языке. Английская версия сайта или приложения, несомненно, должна быть у такого сервиса, как велопрокат, ведь им могут пользоваться иностранные гости города. Но тем, кто не говорит по-английски (а это большинство жителей Беларуси), будет непонятно абсолютно ничего. Белорусская или русскоязычная версия просто необходима.
Язык приложения зависит от языка операционной системы устройства.Дополнено
На карте видно, где находятся свободные в данный момент велосипеды. Приложение предлагает зарезервировать один из них, но, как оказалось, это можно сделать только после внесения оплаты.
Во время регистрации приложение предлагает ввести код для активации купонов на бесплатные поездки. Так как код нам не пришел, пришлось пропустить этот шаг, и на счету в кошельке как было, так и осталось 0 рублей.
Зато в разделе сообщений появились три уведомления. Это оказались те самые купоны, которые можно активировать для бесплатной поездки. Сделать это можно в разделе меню «My Wallet», нажав на символ «+» и выбрав среди предложенных вариантов «Coupons».
К слову, оказалось, что взять два велосипеда одновременно нельзя. Поэтому если вы планируете, например, велосвидание и хотите прокатить девушку на велике — не выйдет. Ей придется также устанавливать приложение, пополнять кошелек и брать велосипед в прокат самостоятельно. Так себе система, на наш взгляд.
Итак, в виртуальном кошельке появились 3 подарочных рубля, можно выбирать велосипед и начинать поездку.
Велосипеды
Ярко-желтые велосипеды отлично видны на фоне зданий, асфальта, газонов и тротуарной плитки — отыскать их глазами можно легко и быстро. Мы нашли группу прокатных великов перед Дворцом спорта.
Рассматриваем их повнимательнее:
- Открытая рама, которую оценят люди в юбке или длинной верхней одежде
- Небольшие колеса диаметром 26 дюймов
- Корзинка с креплением для стакана или бутылки и солнечной панелью
- Жесткая вилка
- Широкое седло с простой регулировкой высоты
- Под правой рукой на руле — переключатель передач на 3 скорости
- Под левой рукой — звонок
- Крепление для смартфона
- Фара, которая включается автоматически, когда велосипед едет
- Подножка
Взвесить велосипед у нас не было возможности, но по ощущениям он довольно тяжелый, около 17-18 кг. Спускаться и подниматься по лестницам с таким велосипедом будет нелегко, особенно некрупным людям, поэтому учитывайте это при планировании маршрута.
Начало поездки
Чтобы разблокировать велосипед, приложение предлагает либо ввести ID выбранного велосипеда, либо отсканировать его QR-код.
Имейте в виду, четыре крупные цифры на раме велосипеда — это не ID. А вот шестизначный номер мелкими цифрами прямо под QR-кодом — именно то, что вы ищете.
Как только код отсканирован, замок на велосипеде открывается безо всяких дополнительных предупреждений и подтверждений, и начинается отсчет времени проката.
Один велосипед нам удалось взять без задержек, а вот второй никак не хотел поддаваться. При попытке отсканировать или ввести код, приложение просило то включить Bluetooth, то включить GPS, но никак не хотело открывать замок велосипеда.
Только третий в ряду велосипед согласился открыть свой замок, и время проката пошло. В нашем случае был выбор великов, поэтому проблема решилась простым перебором. Но если будет свободен только один велосипед, с таким «багом» им будет невозможно воспользоваться.
Как едется?
У велосипедов Колобайк прямая, практически вертикальная посадка, которую часто называют «как на стуле». Это удобно, чтобы садится на велосипед, но не очень удобно, чтобы ехать.
На колобайках понравится и будет привычно кататься тем, кто ездит на комфортных городских моделях с открытой рамой, на классических стальных старых «Аистах» или на складных велосипедах с крошечными колесиками.
Если вы привыкли к более современным городским велосипедам, например, к шоссейным, фиксам, фитнес-моделям или гибридам, вам будет непривычно и, возможно, неудобно кататься. Из-за небольших колес, передней звезды маленького размера и всего трех передач ехать быстро не получится. Большой вес велосипеда заставит попотеть, когда будете заезжать в горку.
Это скорее прогулочный вариант для неспешных поездок на небольшие расстояния или альтернатива общественному транспорту, когда нужно добраться куда-то недалеко быстрее, чем пешком.
Прогулка длиной 8 км заняла у нас около часа! Признаемся честно, мы не ожидали, что почувствуем усталость, ведь на своих великах мы обычно проезжаем по 30-40 км за поездку.
По пути нам попадались свободные велосипеды Колобайк, стоящие или лежащие на центральных улицах города. Лежащие — потому что накануне был сильный ветер и опрокинул некоторые велики.
Имейте это в виду, когда будете оставлять велосипед после окончания поездки. Устанавливайте его устойчиво, в ветреную погоду — прислоняйте к стенам, заборам или столбам.
Завершение поездки
Когда мы накатались, легко закончить аренду у нас получилось только на одном велосипеде. Достаточно было просто поставить его в удобном месте и до упора нажать рычаг электронного замка. Звуковой сигнал дал знать, что замок закрылся, а приложение перестало отсчитывать время.
На втором велике замок издал нужные звуки и защелкнулся, а вот время проката на экране смартфона продолжало бежать.
Приложение дает возможность отправить сообщение об ошибке, неисправности велосипеда или проблеме с оплатой, чем мы и воспользовались.
Но на момент написания этого материала время аренды все еще продолжало бежать, накручивая задолженность. Если бы к приложению была привязана банковская карта, сложно предположить, как повела бы себя система.
Общее впечатление
Колоbike — отличная идея и современный сервис, которого так не хватало Минску. Большое количество велосипедов, бесстанционная система проката, яркий цвет рам, который помогает быстро заметить велосипед на улицах, бесплатные пробные поездки — все это отлично сделано и уже привлекло многих горожан.
Увеличение числа велосипедистов на улицах будет огромным плюсом для развития велокультуры в Минске, а потом, глядишь, и во всей стране. К велосипедистам начнут привыкать пешеходы и водители автомобилей, возможно, активнее будет развиваться велоинфраструктура, а космические корабли полетят к далеким планетам!
Но, к сожалению, пока прокат не лишен недостатков. Ошибки в работе системы и не интуитивно понятное приложение только на английском языке могут оттолкнуть пользователей. Мы разобрались, но люди старшего возраста, скорее всего, будут в растерянности смотреть в экран телефона.
Надеемся, ошибки будут исправлены в ближайшее время, и сервис заработает в полную силу, добавит электровелосипеды и такие долгожданные среди минчан самокаты.
Этот пост ещё интереснее: AIST отвечает на вопросы читателей Урбаноид
Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!