Саша, Даша и их STRiDA SX и STRiDA LT
Отзыв о самом необычном складном велосипеде после года использования
Даше 27 лет, она диспетчер по управлению воздушным движением. Александру почти 30, и он пилот Belavia. Кроме любви к авиации эту пару объединяет ещё одно обстоятельство. Они — одни из немногих в Беларуси владельцев велосипедов марки STRiDA.
Саше принадлежит жёлтая STRiDA SX, Дарье — STRiDA LT нежного персикового оттенка. По словам наших героев, они купили велики в начале прошлого сезона, пользуются ими довольно часто и уже успели составить мнение об этих необычных складных штуковинах.
— Почему вы выбрали именно такой формат велосипедов?
Саша: Первая и главная причина — это квартира. Велики мы храним на балконе, а там ограниченное количество места, поэтому мы изначально искали что-то компактное, складное.
— Тогда почему именно STRiDA? Например, AIST тоже складные модели выпускает.
Даша: «Аист» был в детстве, хватит.
Саша: Вторая причина выбора — «Стриду» легко перемещать. В сложенном виде велосипед напоминает трость на колёсиках, поэтому его можно катить рядом с собой, спускать в лифте и легко перевозить в метро и другом общественном транспорте.
А если сложить AIST, то получится что-то невнятной формы, неудобное, расползающееся во все стороны.
Один из основателей бренда (британский инженер и дизайнер Марк Сандерс — прим. ред.) сам придумал, сделал чертежи и получил патент на складную раму в форме буквы «А», характерную для всех моделей марки.
Акцент в дизайне сделан именно на удобстве. Велосипед задумывался как портативный, подходящий для жителей небольших городских квартир, использующих разные виды транспорта.
Это и правда очень удобно: я его складываю за считанные секунды и спускаюсь в метро.
— Бывали случаи, когда вас не хотели пускать с великом на станцию?
Даша: Никогда! Даже наоборот, подсказывали, где лучше пройти через турникет.
Саша: Каждый вел, как чемодан или крупная трость, легко помещается практически где угодно. Например, в багажник маленькой машины можно две штуки запихнуть и поехать. Потом на месте быстро разложил — и катайся.
— Сколько они весят?
Саша: Килограммов 11-12 каждый, то есть примерно, как обычный велосипед, не легче.
— А технические характеристики какие?
Саша: Рама алюминиевая, дисковые тормоза, ременной привод. Скорость здесь одна, фривил, хотя у STRiDA есть варианты и с двумя скоростями.
Колёса на Дашином LT 16 дюймов с пятью спицами из пластика. На моём SX — 18 дюймов с обычными спицами.
Складные педали, подножка, крылья, светоотражатели — это было в комплекте.
Дашин велик полностью стоковый, а мой немного доработан. К нему я дополнительно заказывал другие руль и седло.
— Почему?
Саша: Из-за моего высокого роста. Руль с небольшим подъёмом, чтобы рукам было удобнее.
— Кстати, на какой рост и вес рассчитана STRiDA? Размер рамы у них только один.
Саша: Настроить посадку под нужный рост можно с помощью подвижного блока с седлом.
Наверное, у Даши минимальный рост для такого велика — 162 см, а у меня максимальный — 186 см. Всем с ростом, что между этими цифрами, будет удобно. Выше можно, но комфорт будет так себе.
Максимальный вес ездока указан 100 кг, но понятное дело, прыгать с бордюров и делать трюки не стоит никому.
— От обычных велосипедов езда сильно отличается?
Саша: Разница есть. Так как тут маленькие колёса, в них высокое давление — около 5 или 6 атмосфер, поэтому проблемы с накатом нет, велик едет отлично.
Есть проблема с бордюрами и крупными препятствиями. Приходится смотреть не вдаль, а под колесо.
— А по плитке или плотному грунту комфортно ездить?
Даша: Бездорожье сразу отбрасываем, естественно, а по парковым дорожкам — пожалуйста. По асфальту, по улицам или велодорожке — отлично. Ездили на Колобайках? Вот тут примерно то же самое.
Кстати, дети часто принимают Сашин жёлтый велик за шеринговый: «Смотри, Колобайк поехал!»
Саша: Сиденье у меня почему покупалось другое? Именно ради дополнительного комфорта. Это кожаное Brooks, с дополнительной амортизацией из двух пружин.
— Почему именно Brooks?
Саша: Вариантов мало. А точнее выбора у нас, такого, чтобы достать прямо здесь и сейчас, мало. И я заказывал седло из-за границы вместе с великом. Там всё есть в наличии и цена с доставкой к нам очень радует.
— Сколько можно проехать на таком велосипеде?
Даша: Самые длинные наши поездки были от Национальной библиотеки в Ждановичи и от Логойского тракта в Раубичи.
— Велики быстрые? Какая максимальная скорость?
Саша: Мы как раз недавно засекали. Средняя «крейсерская» скорость по городу получилась 17-20 км/ч. Колобайки, например, мы обгоняем.
Колёсики у нас тоненькие, по асфальту катятся хорошо. Но быстрее 30 км/ч, например, с горочки, ехать уже стрёмно. Посадка вертикальная потому что.
А медленно ехать, особенно трогаться с места — для многих волнительно, потому что колесо не перед тобой, а внизу. Тут короткая колёсная база и руль высокий. Ты сидишь вроде по-велосипедному, но руки и ноги немного не там. Это непривычно поначалу, и на маленькой скорости велик сильно виляет.
Я так однажды упал. Шёл дождь, я поправлял рюкзак и руль держал одной рукой. Затормозил, велик вильнул — я на земле. Две недели рука в гипсе.
В общем, велосипед очень шустрый и манёвренный, можно каждую плиточку объезжать при желании. А без рук ездить вообще не вариант.
— К «Стриде» легко привыкнуть после обычного велосипеда?
Саша: Да. Сел, крутишь педали и рулишь рулём, с ездой никаких проблем нет.
От обычных велосипедов отличаются моменты использования: достать, сложить, пристегнуть. Например, в стандартные велопарковки в городе STRiDA не помещается.
— Расскажите про обслуживание и ремонт.
Саша: Они практически не требуются. Заднее колесо нужно подкачивать регулярно, поддерживать в тонусе, так сказать, потому что вес велосипедиста приходится больше на него. Собственно, это всё.
Ломаться тут особо нечему: все тросики спрятаны внутри рамы, вместо цепи ремень.
Единственный момент: если вывернуть руль до упора, можно повредить пластиковую прокладку внутри соединения труб. С первого раза она, конечно, не сломается, но за несколько раз может.
У нас такого не было, но на всякий случай мы купили запасную — она стоит копейки, пусть лежит.
— Для вас велосипеды — это транспорт или отдых и развлечение?
Саша: Если есть время и погода позволяет, в городе можно вместо других видов транспорта использовать запросто, велосипед для этого и создан. И как развлечение и отдых тоже, разумеется.
Даша: На работу в аэропорт на велосипеде особо не поездишь, поэтому мы катаемся в свободное время, иногда ездим на Комаровку за продуктами.
У нас есть собака — джек-рассел терьер, зовут Лаппи. Чтобы брать её с собой в поездки, мы придумали для неё самодельную корзинку на велик.
— И она с вами катается? Добровольно?
Даша: Да! Ей всё интересно, конечно, она вертится. Надо и направо посмотреть, и налево, и выяснить, что внизу происходит, где собака побежала, а где голубь полетел. Но мы пристёгиваем её, чтобы не упала.
Она привыкла и сидит, особенно когда набегается хорошенько на прогулке, может даже прилечь.
Саша: Собака в корзинке на велосипеде — очень смешная конструкция, все обращают внимание.
— Не только на Лаппи, наверняка, но и на вас и ваши необычные велики.
Даша: Да, часто. Особенно дети в восторге. Когда мы возле подъезда раскладываем велосипеды, дети очень удивляются, как из трости получается «это». А потом удивляются, как же мы на «этом» поедем.
Когда через рынок на Ждановичах проезжали, дедушки спрашивали: «А аткуда эта у вас? А ано беларускае цi не? А дзе купить?»
Саша: Первый вопрос всегда «Сколько стоит?», а второй «Где взять?».
— А где взять?
Саша: Мы заказывали из России и договаривались о доставке транспортной компанией. В Беларуси их никто не продаёт.
У нас магазины часто пишут «В наличии», а позвонишь — всё под заказ, оказывается. А как купить велосипед, если вживую его нельзя увидеть? Картинки картинками, но нужно попробовать проехать.
В итоге на автомобильном форуме я случайно нашёл фото, на котором в MINI Cooper были видны две «Стриды». Владельца я не знал, но написал ему, и он согласился встретиться в Минске и показать велики.
Мы с Дашей попробовали проехать, посмотрели вживую и после этого заказали.
— Удачно получилось. А если бы не удалось посмотреть, купили бы без теста?
Саша: Нет. Всё-таки цена у них, как у обычных велосипедов, причём хороших.
— Вы общаетесь с другими владельцами STRiDA? Сколько их в Минске, знаете?
Даша: Есть группа в Telergam, там 10 человек вместе с нами. Плюс ещё пару человек мы видели в городе.
В прошлом году даже был заезд на STRiDA, нас приглашали, но не получилось приехать, к сожалению.
— Довольны выбором?
Саша: Мы откатались весь прошлый сезон и в этом году тоже, то есть опыт уже есть.
Велосипеды качественно сделаны, собраны на совесть. Вся конструкция рассчитана на складывание. Например, у пластикового багажника есть специальные ножки, чтобы можно было положить велик на землю.
Резиновые накладки на липучках защищают сложенную раму от царапин.
Петельки на грипсах зажимают тормоза, чтобы можно было прислонить велосипед к стене, и он не катился, ключ в раме и так далее. Каждая деталь продумана до мелочей.
Если рассматривать STRiDA как практичный городской велосипед, то равных ему нет.
Плохие отзывы обычно исходят от тех людей, которые пытаются ездить по траве, по бездорожью, или хотят преодолеть километры по кольцевой.
При обычном городском использовании в пределах МКАД типа поехал прокатился, а потом сложил и забыл — лучше STRiDA нет.
Даша: Перед тем, как покупать, стоит почитать группы в VK, где есть отзывы других людей. Например, мы перед покупкой много информации перечитали, изучили всё. Пользователи-стридаводы объясняют, как и где лучше использовать такие велики, и это именно городская среда.
Ни один человек, у которого есть большой дом и много места для хранения, не выберет STRiDA, это понятно. Но для города это идеальный велосипед.
А ещё в сложенном виде STRiDA по параметрам подходит для перевозки в самолёте, мы узнавали.
Фотографии: Кирилл Врублевский / @gooldvishe
Этот пост ещё интереснее: Живописные белорусские пейзажи в конце мая
Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!