Люди

Борис Константинович и его трёхколёсный Mascot Energy

Отзыв инженера об эффективной велоконструкции, минской инфраструктуре и китайском производстве

Несмотря на то, что Минск — относительно небольшой город, и многие любители велосипедов знают друг друга в лицо, повстречать на улицах интересных людей на интересных великах можно довольно часто. Так, когда к велокафе подъехал элегантный мужчина на трёхколёсном велосипеде, наш урбаноид сразу понял, что это — идеальный герой для рубрики «Люди». Пройти мимо было просто невозможно, и незнакомец, к счастью, согласился на интервью.

Выяснилось, что Борису Константиновичу 85 лет, большую часть из которых он прожил в Минске и всего 5 лет назад закончил работать и вышел на пенсию.

Борис Константинович

— Расскажите немного о себе. Чем вы занимались раньше?

— Я родился в 1935 году в Украинской провинции, в городе Луганске. После школы поступил в Ленинградский политехнический институт имени М. И. Калинина — сегодня это уже Санк-Петербургский политехнический университет Петра Великого — на энергомашиностроительный факультет и получил профессию инженера-механика турбиностроения.

После учёбы по распределению попал на турбинный завод в украинский город Николаев. Я туда очень рвался, потому что это чудесный завод. Тысячи турбинных установок, весь советский флот и даже некоторые коммерческие суда оборудованы его двигателями. А потом так сложилось, что в моём родном Луганске начался проект по созданию газотурбовоза.

К тому времени уже строился БАМ, и маломощные дизельные тепловозы были не в состоянии преодолевать уклоны, которые встречались на БАМе.

Тогда я был ведущим инженером, и мы спроектировали, рассчитали и построили газотурбинную установку для турбовоза. Она была в два с лишним раза мощнее, чем у обычных тепловозов, что оказалось очень своевременно.

Но, когда закончили строительство и тепловоз уже ходил «под составом», то есть под нагрузкой, возник спор об ответственности за проект в Министерстве тяжёлого машиностроения, который закончился тем, что дальнейшее строительство остановилось, и я попросился на производство.

Меня назначили начальником цеха. Работали много: весь месяц кроме двух первых выходных. Было напряжённо, но уже неинтересно — только и делаешь, что добиваешься поставок: нет литья, нет подшипников, нет штамповок — вот и вся творческая работа. И я пошёл в аспирантуру, где меня по международному обмену отправили в Швецию.

Там я пробыл 11 месяцев. Это было прекрасное время, потому что я попал на знаменитую турбинную фирму Stal-Laval. Там я получил большой опыт и изучил всё, что мне было интересно как инженеру-турбинисту. Это было огромное наслаждение для меня.

— А в Минске вы как оказались?

— По случайному стечению обстоятельств. В Луганск приехала команда из белорусской Академии наук, чтобы посмотреть, как устроены системы охлаждения у тепловозов и перенести это техническое решение в конструкцию транспортабельной ядерной электростанции малой мощности для ракетных войск — её проектирование было начато СКБ Академии наук. Тогда же меня пригласили в Минск, я прошёл по конкурсу и в должности главного инженера принял участие в этом проекте.

В это время, к несчастью, произошла авария на Чернобыльской АЭС, и проект было решено закрыть, забыть, чтобы никого не раздражать. Изготовленная электростанция была закрыта и ликвидирована.

Так я остался работать в Беларуси в частных проектах. До 80 лет работал, и вот уже 5 лет на пенсии.

— Вы всегда любили велосипед или только на пенсии начали ездить?

— Я всегда занимался спортом, причём разным: у меня первый разряд по футболу, второй по гимнастике — в своё время это было очень популярно. Велосипед у меня с детства и был со мной всегда.

Когда я был в Швеции, видел велосипеды с тремя колёсами и небольшие дизельные автомобили, у которых впереди багажный кузов, а сзади одно ведущее колесо. Это эффективно, потому что тогда не нужен вал, который сложно передаёт крутящий момент, а всё просто — тележка спереди на двух колёсах и одно управляющее колесо сзади.

Когда я вышел на пенсию, захотел себе именно трёхколёсную модель, и моя дочь Дарья мне такую подарила. Это Mascot Energy.

На двух колёсах мне уже трудно по многим причинам. Обычный велосипед малоустойчив, на него нужно запрыгивать для того, чтобы поехать, а потом спрыгивать, и так далее. А на этом можно ехать и остановиться отдохнуть, например, или стать на светофоре спокойно, не ища место, где приткнуться.

Я как инженер могу сказать: ни один механизм не даёт выигрыш в работе. Я сколько буду идти, сколько буду педали крутить — работа будет одинаковой, но велосипед позволяет выиграть в скорости и расстоянии.

Тут большое комфортное седло, удобный руль и есть передачи, можно регулировать усилие на педали. Если тяжело в горку — можно сделать первую передачу, чуть полегче — вторую, и так до шестой.

Наличие багажника чрезвычайно удобно. Между прочим, в собранном виде корзина вмещает 40 литров груза. Можно приехать в магазин, можно на рынок заехать, купить арбуз и домой привезти спокойно, на себе не неся.

К сожалению, у него одно ведущее колесо — именно поэтому от такой системы шведы отказались. Можно было бы сделать дифференциальный редуктор, но это было бы сложно и дорого, велосипед стал бы слишком дорогим и неконкурентоспособным. Поэтому сделали просто, и когда тормозишь, тормозят только два колеса, а не три. Это не мешает, и этого достаточно, но всё же ощущается.

К сожалению, это китайский велосипед, собран в Минске. Мне ревностно и обидно, что Минский велосипедный завод — знаменитый завод, который когда-то поставлял в Китай сотни тысяч велосипедов, сегодня получает их из Китая, а в Минске происходит всего-навсего отвёрточная сборка.

Вместо того, чтобы белорусские инженеры спроектировали, и получился бы велосипед не хуже, я уверен. А так добавленная стоимость остаётся за пределами страны, где-то далеко-далеко в Китае.

Меня это огорчает, но это правда. А так я очень-очень доволен велосипедом. Даже не знаю, что бы я без него делал.

— Он довольно объёмный, как вы справляетесь с транспортировкой его из квартиры и обратно?

— Я живу на 8 этаже, и поначалу некоторое время думал, рисовал, измерял велосипед, чтобы вместить его в лифт. Просто так в обычный лифт он не входит, а поднимать его на руках на свой этаж я, конечно, не могу.

Поэтому я придумал вот что: видите, задних крыльев нет? Я их снял, поэтому велосипед не такой красивый, как должен быть. Также разобрал багажник — он должен быть в форме корзинки.

Выкатываю велосипед из квартиры к лифту, кладу на бок — ось длинная, только в таком положении колёса вмещаются в кабинку, снимаю седло. Беру с собой перчатки, чтобы защитить руки во время этих манипуляций.

Приподнимаю велосипед и так вношу в лифт, там разворачиваю и ставлю вертикально передним колесом к дверям. Это тяжело, признаюсь, но как иначе. Так съезжаю вниз, опускаю переднее колесо и выкатываю велосипед на улицу.

На эту тему огорчительный момент хочу упомянуть. Много говорилось и продолжает говориться о велосипедных дорожках, о том, что Минск — велосипедный город. Но всё это немножечко преувеличено. В центре всё размечено и есть, согласен, но можно было бы больше и дальше создавать инфраструктуру.

К тому же в большинстве городских многоэтажных домов невозможно держать велосипед. Нет места, где хранить, нет удобных лифтов, чтобы спускать и поднимать.

В Боровлянах, в посёлке Лесной, например, в новостройках почти в каждом дворе стоит крытая прозрачная стоянка. Она запирается, лёгкая и компактная. Не нужно строить что-то капитальное, её достаточно для велосипедов. Вот такие решения совершенно необходимы в Минске во всех дворах.

Многие не покупают велосипед именно потому, что его негде хранить или сложно понимать в квартиру.

Как подумают об этих трудностях, так вся охота пропадает. А ведь могли бы, будь в городе больше крытых велостоянок.

— К обслуживанию такой велосипед требователен?

— Нет, это очень надёжная машина. Вот уже два года он у меня, и практически ничего не нужно делать, даже смазывать. Там внутри заложена смазка на несколько лет. Я приезжал в веломастерскую, там посмотрели и сказали: ничего не нужно делать, можете дальше спокойно кататься. Это здорово.

— Часто катаетесь или ездите по делам?

— Почти каждый день, когда погода позволяет. Езжу довольно далеко для меня — вдоль нашей минской речной артерии по велодорожке доезжаю до Футбольного манежа или в другую сторону — к улице Пулихова и дальше. Это очень приятно, тем более всегда можно остановиться и отдохнуть. К тому же это полезно для здоровья.

Иногда приезжаю к Комсомольскому озеру, выбираю там скамейку, беру газету или книжку с собой, читаю, дышу свежим воздухом и хорошо провожу время. Таким образом у меня всегда впереди есть приятное развлечение — поехать куда-нибудь на моём велосипеде.

Фотографии: Кирилл Врублевский / @gooldvishe

Этот пост ещё интереснее: Максим и его Master Space 1.0

Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!