Люди

Оля и ее Marin Larkspur

Рассказ мамы о том, как успевать ездить на велосипеде, работать и уделять время семье

Оле 32 года, она живет в Минске и работает графическим дизайнером в IT-компании. А еще она мама двух очаровательных пятилетних близнецов Ульяны и Доминики. Наша героиня согласилась рассказать, как у нее получается совмещать свое новое увлечение с плотным рабочим графиком и обязанностями мамы.

— Расскажи, пожалуйста, про свой велосипедный опыт.

— Лет в 16 мне наконец подарили велосипед, хотя он мне тогда вообще был уже к тому времени не нужен. Конечно, как все приличные люди, я все детство мечтала о велосипеде, но его у меня, как у почтальона Печкина, не было. Потом велик, наконец, случился, а мне уже не надо. Он так грустно и заржавел.

— А почему ты решила купить велосипед сейчас?

— Все началось с того, что я смотрела на своих друзей, которые купили себе велики и активно катались. Я тогда думала: «Боже мой, зачем вообще все эти велосипеды в городе? Тут же бордюры, машины и все такое». Смотрела-смотрела, смотрела-смотрела… Ну, вроде классно же! Надо и мне попробовать!

И вот спустя лет 15 после второго (первый был детский трехколесный) у меня появился мой третий велосипед, и наконец-то нормальный — Marin Larkspur.

— Расскажи про свой выбор.

— Меня вообще от Marin отговаривали — жесткий, руки будут болеть, колеса тонкие, за городом не поездишь, на плитке трясет. Так вот, руки вообще не болят.

Когда идешь за великом, лучше вообще не спрашивать у консультантов в магазине, что тебе купить.

Даже опытные дяди с МС по велоспорту (ну, по их словам), советуют тебе или горник, или тяжеленный городской, даже при том, что ты идешь к ним за гибридом и со сформировавшимся мнением о том, что тебе надо.

Я пробовала проехать на горнике, но с учетом того, что преодолевать на велосипеде какие-то серьезные препятствия я не собираюсь, ездить по бездорожью тоже, для моих условий, когда мне надо просто доехать по асфальту до нужной точки и желательно получить при этом удовольствие, мой городской фитнес-велик гораздо приятнее. Он едет быстрее, он легкий, у него удобный руль и удобное седло.

— Вот ты купила велик, как ощущения?

— Мне открылся дивный новый мир! Раньше я была пешеходом — да кто из нас не был пешеходом, все были пешеходами — была водителем, а велосипедистом, особенно велосипедистом в условиях города я вообще никогда не была.

— Страшно было?

— Конечно, страшно! Все бордюры кажутся очень высокими, непонятно, как ехать, куда ехать. Все свои привычные маршруты нужно у себя в голове заново перенастроить.

Когда ты пешеход, у тебя один маршрут, когда ты на машине — другой. Ты мысленно просчитываешь, где сделать пересадку, на метро поехать или на тралике, где припарковаться, если ты за рулем. А тут все по-другому, под тобой два колеса и куда хочешь, туда и езжай. А куда — непонятно сначала.

— И что ты делала?

— Просто взяла и поехала. Мой первый выезд был на работу, если не считать пары кругов во дворе.

До работы мне около 4.5 км, может чуть меньше. Что такое 4 километра? Но я как человек-тюфяк, который ненавидит физнагрузку, в процессе немножко пожалела. Проехала первый километр — ноги отваливаются, руки болят. Покупка велика показалась уже не настолько радостным событием.

Но потом добрые люди мне его перенастроили, и оказалось, что жить-то можно! Ездить стало приятно.

Кстати, когда я покупала велик, я спрашивала в магазине, что нужно сделать, как настроить. «Ничего не надо, — сказали мне, — раз в месяц проверяйте давление в шинах». Кстати, надо бы проверить уже.

— Ты быстро привыкла, быстро адаптировалась быть велосипедистом?

— Да, но первое время было непривычно. Когда ты просто идешь по улице, ты не замечаешь ни бордюров, ничего. А тут непонятно, можешь ты себе позволить на этом велосипеде спрыгнуть вот с этого бордюра или заехать на этот. И ямы с лужами ж еще есть. И я как примерная девочка перед всеми бордюрами останавливалась, спешивалась, спускала велосипед. Выглядело это, наверное, очень забавно.

Но уже через неделю я так не делала — поняла возможности велика, привыкла к нему. Сейчас я уже и спрыгиваю, и запрыгиваю, и объеду, где надо.

Я поняла, что когда катаешься постоянно… с чем бы это сравнить? Это как красивый почерк. Когда ты часто пишешь от руки, у тебя автоматически получается быстро и красиво, с великом то же самое. Хорошо, когда ты катаешься каждый день, получается все лучше и лучше, ты управляешь им изящно.

— Сколько времени у тебя занимает дорога до работы на машине, пешком и на велосипеде?

— Пешком и на общественном транспорте уходит до 35 минут, на машине — минут 7, на велике — минут 15, смотря какой дорогой ехать. Есть более приятная дорога, она более длинная, но там нет больших перепадов высоты. В зависимости от настроения еду разными путями.

— Когда ты начала ездить на работу на велосипеде, кто-нибудь это заметил?

— Не знаю точно, но, кажется, да. Но я сама стала обращать внимание на велосипеды окружающих. Оказалось, что в компании есть люди, которые ездят на велосипеде.

— С физической точки зрения замечаешь изменения в своем теле?

— Да, с каждой поездкой проехать дополнительный километр становится все легче.

— Что ты сразу купила вместе с велосипедом?

— Замок купила и эти штуки на колеса защитные — щитки. Я же собиралась ездить на велике на работу, а я не могу приехать на работу в грязных штанах.

— Это разумный выбор.

— Да, но насколько я немножко поняла, это считается не таким уж крутым. Лучше иметь облегченный велик без ничего, без подножки, без поилки — вообще без всего. Чем меньше у тебя на велике лишних вещей, тем круче. Наверное, я пока еще не настолько крутая.

Пока без шлема катаюсь, но опасаюсь влипнуть в какую-то передрягу. С учетом того, что я не на 100% еще владею своим двухколесным инструментом, езжу не так активно и быстро, как могла бы. Все-таки свалиться с велика, когда у тебя семья и дети, не кажется хорошей перспективой.

Но шлем я уже заказала, осталось только забрать.

— Специальную одежду покупала или ездишь, в чем придется?

— Могу так сказать: хорошо, когда есть удобная одежда. У нас на работе нет дресс-кода никакого, и можно было бы, конечно, и в тайтсах с майкой кататься, но работать в спортивном мне некомфортно, а момент с переодеваниями в офисе не всегда удобен. Так что приходится продумывать иногда, чего бы такого надеть, чтобы и ехать было удобно, и не вспотеть, и выглядеть прилично. Целая наука.

Хотя может и не стоит так заморачиваться. Но однозначно могу сказать, что спортивные магазины я для себя открыла с новой стороны. И во всяких там зарах-бенеттонах стала мысленно прикидывать «а на велике в этом как?»

— Ты довольна тем, что купила велосипед?

— Очень довольна, потому что классно открывать для себя в повседневной жизни как будто другое измерение. У тебя меняется восприятие.

Ну, и с физнагрузкой отлично вышло. Мне всегда было скучно просто стоять и выполнять упражнения, я много раз начинала бегать в парке, но и это занятие для меня оказалось настолько унылым, что дольше чем на пару дней меня не хватало. А с велосипедом интересно.

Устал — едешь накатом, стало скучно — повернул на незнакомую дорожку, ветер, скорость, все дела. Ну, и маршруты велосипедные позволяют увидеть город с другой стороны. Если у вас, конечно, не было и до этого привычки ходить по велодорожкам.

Когда ты ходишь по улицам — ты видишь одно, когда едешь на машине — ты видишь другое, и вот этот бэкграунд, когда у тебя есть навыки водителя и опыт пешехода, дает шанс, я надеюсь, меньше вляпываться в какие-то неприятные ситуации на велосипеде. Ты понимаешь, как среагируют автомобили, успеют они остановиться или не успеют, заметят они тебя или не заметят, а пешеходам я просто стараюсь не мешать.

— Давай о семье поговорим. У вас на всех четыре велосипеда. Вы все катаетесь?

— Изначально у меня были розовые мечты, что вот мы купим велосипеды детям и нам с мужем и будем кататься все вместе. Почти так и получилось: первые велики мы купили девочкам, я на них посмотрела и купила в итоге и себе. Но реальность оказалась иной.

В лучшем случае у нас получается кататься половинкой семьи или кому-то из взрослых с детьми, причем дети едут на самокатах. Им пока самокаты больше нравятся, а мы не заставляем.

— Ника, например, сегодня предпочла велосипед.

— Меня это очень радует! Надеюсь, когда дети подрастут, они будут чаще выбирать велосипед.

— Где вы храните все ваши велики?

— Ох, в условиях маленькой «двушки», хранение велосипедов — это боль. Как жильцы первого этажа, мы полностью узурпировали пространство под лестницей. Там стоят два наших взрослых велосипеда, два детских и два самоката. Больше мест нет.

— Соседи с пониманием отнеслись?

— Соседи молчат. Они бы сказали, если бы что-то было неудобно. Пока все хорошо. А может они привыкли, мы раньше этот подлестничный пятачок то тремя колясками, то двухместным великом занимали.

— У тебя и работа полный день, и детей в садик отвезти надо, и забрать потом, и по дому успеть — миллион дел! Как ты, мама маленьких близнецов, совмещаешь велосипед со всеми своими заботами?

— У меня три варианта. Первый называется «Все спят, а я катаюсь». Это очень классный вариант: просыпаешься, например, в 5:30, в 6 ты уже на велодорожке. Дорожка пустая, солнце встает, птички поют, людей нет — красота! Доезжаешь до Свислочи, делаешь там зарядку и назад. Как раз успеваешь собрать детей в сад, отвести, а самой поехать на работу.

Второй вариант — кататься днем, пока кто-то за детьми присматривает.

И третий вариант — уложить детей вечером спать и поехать. Хотя при это нужно, чтобы все равно кто-то дома с ними был.

На работу ездить вообще не проблема: отвожу детей в садик, возвращаюсь, сажусь на велик и еду на работу.

Хотя вечером в те дни, когда я на велосипеде, детей обычно забирает кто-то другой. Неудобно идти с двумя активными пешеходами и еще катить рядом с собой велик.

— Многие любят ездить в одиночестве. Ты тоже любишь?

— Да. Это возможность помолчать, послушать если не тишину, то хотя бы никого не слушать. Тебе не надо думать ни где припарковаться, ни куда пойти, тебя ничего не отвлекает, ты просто катишь себе и только ветер в ушах свистит.

А еще велик — это отличный повод завести с кем-то знакомство: сидишь на лавочке у велодорожки, к тебе так сразу и подкатывают: «помогите вот тут и вот тут — ой, какой интересный велик — а чего одна катаешься». Главное вовремя сказать, что катаешься одна исключительно потому, что муж остался смотреть за детьми дома, если кандидат на совместные покатушки тебя не заинтересовал.

— Было ли что-то, чего ты не ожидала от велосипедной жизни, или наоборот, неоправдавшиеся надежды?

— Оказалось, что велосипед — это прекрасный повод поверить в людей. Однажды я каким-то образом умудрилась сорвать цепь со звездочки, выкатывая велик из перехода. Стою, думаю, до дома еще километра два, цепь надевать я умею только на фиксе, а тут же передачи, механизмы какие-то, да и руки вытереть нечем… Уже через секунд десять ко мне подошли, спросили, чем помочь, накинули цепь обратно и скрылись в метро. С грязными от цепной смазки руками.

Так что не бойтесь, люди — они хорошие, вам помогут. Но лучше, конечно, не быть как я и возить с собой кроме ключей и телефона еще и мультитул с салфетками, например.

С другой стороны, товарищи, идущие по велодорожке тебе навстречу с лицом, говорящим «да, я знаю, что неправ, ну-ка попробуй что-то с этим сделать», слегка подрывают эту веру в человечество.

— Что бы ты посоветовала тем, кто также, как и ты раньше, не решается купить велик? Или что бы ты посоветовала самой себе, если бы была возможность передать сообщение в прошлое?

— Себе я бы посоветовала купить велик еще лет пять назад.

Хорошие идеи иногда приходят поздно, и если вы решаетесь и никак не решитесь — решайтесь! Потому что велик — это дополнительная свобода.

Когда ты едешь на велике, ты можешь не брать с собой телефон, ничего с собой не брать. И ты едешь, свободный ото всех обязательств. Это иногда очень классно.

Возможно, кому-то из других мам, так же как и мне, не хватает времени и возможности просто побыть самой собой. Очень важно иногда побыть одной, дать себе возможность подумать о чем-то, что надо тебе, а не другим людям, ни по работе, ни мужу, ни детям — никому, только тебе. И когда ты едешь на велосипеде, это хорошее время, чтобы это сделать.

Некоторые музыку слушают, но я не люблю. Я лучше буду слушать окружающие звуки, буду бдить. Привычка бдить со мной уже лет пять, с рождения детей, и я никак от нее не отделаюсь.

— Поразительно, что тебя от покупки велика не удержали ни отсутствие опыта езды, ни отсутствие места для хранения, ни занятость полный рабочий день с двумя маленькими пока еще детьми.

— Меня это все останавливало несколько лет. Но я о покупке абсолютно не жалею и планирую продолжать кататься. Даже более того, у меня уже есть ощущение, что через годик-другой, когда я совсем раскатаюсь и начну ездить на более дальние расстояния, я может быть себе что-то более шоссейное куплю. Может быть. Посмотрим.

Этот пост ещё интереснее: Минский Велодром для велосипедистов-любителей

Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!