Архитектор по образованию, дизайнер по воле судьбы, обладатель фикса по зову сердца — это не три разных человека, а один — герой этого поста минчанин Антон. Из своих 29 лет 6 он ездит на фиксах и знает об этих велосипедах всё.
Велосипед, как и у многих, у Антона был с детства. Советский «Аист», езда без рук по двору, первые повороты, первые падения. Потом был горный велик, но не особо любимый. По словам героя, постоянно нужно было что-то подтягивать, а иначе всё трещало, гремело и требовало внимания.
– Как ты пришёл к фиксированной передаче?
– Однажды меня ребята знакомые зацепили, говорят: «Хватит тебе с этой свистопляской ездить! Посмотри себе какой-нибудь сингл-спид». А поскольку денег тогда было не особо густо, я решил смотреть б/у велики. И нашёл переделанный «стартончик».
– Объясни.
– Ну, «Старт-шоссе» — велосипед харьковского завода, старый. У него не было никаких передач, стояла задняя флип-флоп втулка, и можно было что хочешь себе сделать — хоть глухую фиксированную передачу выбрать, хоть фривил. Баран у него был перепилен в булхорн, краской из баллончика крашеная вилка, которая облезла потом — короче, ненадежная штука была. Настоящий крокодил, велосипед-конструктор.
Для меня этот «стартон» был как старый «жигуль» — ты над ним больше работал и чинил, чем ездил на нём.
Но благодаря этому велику я разобрался в устройстве велосипедов, досконально, до малейшей детальки. У меня был почти ритуал — пересобрать рулевую в ночь перед работой, чтобы можно было доехать без проблем.
– Ты тогда уже с фиксированной передачей ездил?
– Не-а, на фривиле, то есть это был не фикс, а сингл-спид. Это чуть позже я насмотрелся видосов в интернете, где обычные хлопцы, не спортсмены, не качки, спокойно катают на фиксах. Хотелось попробовать, но всё никак руки, а точнее, ноги не доходили. Точнее, не было повода попробовать.
– А когда появился?
– Однажды я ехал на работу, нёсся, потому что опаздывал и очень спешил. И случилась неприятная вещь: на пересечении Козлова и Независимости на переходе включился красный свет, и точно в этот момент у меня сломалась ручка крепления тормоза. Всё, думаю, приехали… Но как-то машинально начал ногой колесо тормозить и остановился. Ещё чуть-чуть, и я бы оказался на проезжей части.
И я понял, что в конец заколебался с этим «стартоном», дичь какая-то. Злой был страшно и в этот же день поехал в веломагазин, купил ключ на 15 и переставил колесо на фикс. Всё равно, думаю, день не задался, хуже уже не будет. Решил, что аккуратненько доеду как-нибудь. Попробовал — нормик! Всё, до свидания, сингл-спид!
– Когда у тебя появился этот велосипед?
– Я год откатал на «стартоне» и купил себе этого товарища. Было это 6 лет назад.
Когда я его покупал, немного прогадал с размером. Мне нужно побольше, но это как бы решаемо. Почти «Киев стайл» — это когда ростовка меньше нужной и на максимум выдвинут подседельный штырь (чем длиннее, тем круче), но этот стилёк больше китч.
– Давай поговорим об особенностях фиксов. К ним быстро привыкаешь?
– Да, довольно быстро. Когда я попробовал, оказалось, что всё легко, просто нужно перестроиться. Нету в фиксах ничего циркового или спортивного. Быстро привыкаешь, и уже никаких проблем.
– А в чём разница в ощущениях?
– Езду на фиксе можно сравнить с бегом, а точнее это нечто среднее между ездой на велике и бегом. Твои движения сливаются с движениями велосипеда. Может быть это пафосно прозвучит, но фикс ты действительно воспринимаешь как продолжение себя самого.
Я недавно катался со знакомым, у него шоссейный велосипед. Казалось бы, невелика разница. Но для меня это была поломка мозга — как это так, педали не крутятся вместе с колёсами, а как тормозить? Я уже 6 лет катаюсь на фиксе и ничего другого не хочу.
– Расскажи про фикс-культуру. Это тусовка, группа единомышленников, клуб, субкультура — как это назвать?
– Ой, я в это не сильно погружён. Скорее это можно назвать общим интересом, но, например, мои друзья не все на фиксах. Кто-то попробовал и поменял тип велика, кто-то хотел и перехотел, а кто-то наоборот пересел на фикс и всё, теперь только на нём.
Я не сильно внедряюсь в какие-то тусовки, просто езжу, потому что мне это нравится. Знаю, что есть разные клубы, но я скорее аутсайдер.
– А правда, что колени болят от езды на фиксе?
– Я недавно проверял колени — всё отлично. А я уже сколько лет езжу, причём именно ЕЗЖУ, а не просто пару раз в месяц выезжаю прокатиться. Я езжу-езжу!
Проблемы с коленями могут быть, если не задумываться об их здоровье. Если правильно одеваться, не ездить осенью в шортиках, зимой носить подштаники, если нормально питаться и регулярно пить жидкость в поездке, то всё будет в порядке. Это, кстати, не только коленей касается, а вообще любой части тела. Одевайся по погоде — и всё будет нормик.
– А правда, что фиксеры не любят тормоза? Якобы через руль можно полететь, если использовать передний тормоз, а не педалями тормозить.
– Не могу отвечать за всех. Тормоз можно поставить, но надо помнить, что для резкой остановки нужно корпус назад уводить, тогда всё будет нормально. Это с опытом приходит.
– Фикс подходит для езды по городу? Неужели одной передачи хватает, чтобы по Минску ездить?
– Хватает по горло, вообще никаких проблем. Туклипсы или контакты решают любую проблему, в любую горку в городе с ними заезжаешь запросто. С ними педалировать намного легче, чем с топталками.
А если всё-таки тяжело, можно поменять размер звёзд и сделать другое передаточное отношение, полегче.
– Руки, спина, попа или что угодно не болит от езды по плитке, которой в городе много? Всё-таки велик жёсткий, без амортизаторов.
– Ну, не знаю. Конечно, чувствуется вибрация от плитки или брусчатки, но мне это не мешает. Мне кажется, комфорт велосипеда зависит от того, насколько он настроен под тебя. Какое седло, какая его высота, ширина и высота руля, положение тела и так далее. Если всё настроено правильно, ничего болеть не будет.
Многие, особенно на горных великах, проезжают бордюры с размаху. А можно научиться аккуратно их проезжать, делать банни-хоп — приподнимать переднее колесо и даже заднее.
Кстати, туклипсы с этим очень помогают. Это постепенно приходит с опытом, я даже не заметил, когда научился. Теперь для меня это так же естественно, как ходьба.
– Какая самая комфортная погода для езды?
– Я обожаю осень и весну. Примерно от плюс 5 до плюс 20 приятнее всего ездить. А летом в плюс 30, конечно, ад. Даже пешком жарко, а на велосипеде особенно. Но ничего, это тоже не проблема — влажные салфетки выручат.
Кстати, ветер важен. Когда пешком или на машине, на ветер в прогнозе погоды не обращаешь внимания, а когда на велике ездишь — всегда. У меня велосипед лёгенький, парусность хорошая, и ветер может достать конкретно.
– Можно ли ездить на фиксе круглый год?
– В этом году да, можно. Но обычно зимой, когда мороз или снег, я не езжу — зачем?
Ездить во что бы то ни стало, в любую грязь или снег я не стану — мне велосипед жалко. Я езжу в удовольствие, когда мне хочется и когда это удобно.
– Когда не сезон, где хранишь велик?
– Просто дома. Он много места не занимает.
Кстати, прикольно: стоит он зимой перед глазами и дразнит меня. Так кататься хочется! Только и думаешь, когда уже всё высохнет скорее, чтобы поехать. И я, пока велик в комнате стоял, стал учиться на нём трекстендить — балансировать на месте. И научился! Теперь для меня это изи.
– Нужна ли специальная одежда велосипедная?
– Просто по городу ездить — нет, не обязательна. Одеваться надо капусткой — майка, байка, непродуваемая куртка, обычные штанцы, если холодно — под них подштаники — и будет норм.
Если я хочу жёстко проехать, я обычно надеваю одежду, которую уже не жалко.
И обязательно шлем!
– Ты, видимо, падал?
– Да. Причём на велодорожке, на совсем маленькой скорости. Ребёнок неожиданно выбежал передо мной, я свернул руль и въехал в выступающий люк. Упал, стесал кожу на половине лица и рассёк себе подбородок так, что получился второй рот.
– Ничего себе!
– Я так рассказываю, будто ужас какой-то. На самом деле ну, рассёк, просто ссадина и рана на подбородке. Зашёл в аптеку, купил перекись, в туалете ближайшего кафе привёл себя в порядок, потом в травмапункте рану зашивали. Теперь вот бороду ношу, шрам закрыть.
Если бы я тогда был в шлеме, удар пришёлся бы на его край, а не на мою голову. В общем, я тогда понял, что без шлема никак.
Купил и теперь езжу только в нём. Мне нравится, я его подбирал к велику.
Вообще не вижу проблемы в шлеме. Не нравятся спортивные? Купите себе городской симпатичный шлем и всё. Упасть ведь можно на ровном месте, кто-то может выбежать на дорогу или въехать в тебя.
К тому же колёса у меня тонкие, на мокром асфальте можно здорово скользить, это тоже стоит учитывать.
Кстати, прикол фикса в том, что он вынуждает тебя быть крайне внимательным, предугадывать обстановку впереди, потому что иначе никак.
Ты на несколько шагов вперёд знаешь, где лучше ускориться, а где притормозить. Это очень интересно, потому что ты полностью сфокусирован на езде и дороге, и это отключает тебя от других мыслей.
Некоторые ставят передний тормоз на фикс, чтобы лучше контролировать ситуацию. Это может сыграть злую шутку. Ты будешь полагаться на этот тормоз и ехать расслабленно, делать себе поблажку. А это опасно.
Для меня велосипед — это как медитация. Бывает, после работы в голове десять мыслей, одна на другой и все одновременно. Вот как от них отключиться? Садишься на велик, едешь и сосредотачиваешься только на дороге, на движении. Мне ничего больше не нужно.
– Спортзал велосипед тоже заменяет?
– Конечно! Проедешься и чувствуешь, как много мышц задействовано, оказывается. Никакой спортзал тебе не нужен. Только нужно не 15 минут вокруг клумбы проехать, а регулярно кататься. Особенно тем, кто офисный образ жизни ведёт, велосипед — это прямо нормальный такой спорт. Единственное, не всем понравится потеть во время активной езды.
– Может ты сильно вкручиваешь?
– Тут такое дело. На моём велике при покупке стоял руль баран. А проблема барана в том, что когда ты с ним едешь, тебе постоянно хочется крутить сильнее, ехать быстрее. Он тебя будто дразнит, провоцирует, особенно нижний хват. Только сел, и всё — сразу погнал! Как спортивная машина, сама просит нажать педаль газа, а иначе зачем она вообще нужна? Вот также и тут.
И я понял, что надо себя усмирять. Баран, конечно, вещь хорошая, но когда по городу едешь и лавируешь, лучше что-то другое выбрать. И я купил себе райзер — для города идеальная штука, очень удобно.
– Что ты с собой возишь?
– Обязательно мультитул, ключ на 15, маленький насос — им не очень удобно пользоваться, тяжело накачивать колёса до большого давления, но что есть, то есть. И замок.
– Тросик — это не замок, а одно название.
– Я знаю, всё планирую купить цепь нормальную. И я практически нигде не оставляю велик, очень редко, крайне редко. Очень им дорожу.
И обязательно воду беру. Всё вожу в рюкзаке, это обычный из Ikea.
– Чего тебе не хватает в Минске?
– Велопарковок удобных. Магазинов, где можно купить нормальные запчасти, ассортимент у нас скудный. Одежды удобной для езды.
Я заметил, что доступная по цене одежда обычно вся яркая какая-то, аляповатая, с надписями и кандибоберами. А если что-то простое, лаконичное, стильное — то сразу стоит очень много. Странно.
Велодорожек хороших побольше бы. Например, от Московской до Парка Челюскинцев на дорожке одни люки и ямы.
– Если бы у тебя была возможность купить любой велосипед в мире, ты бы какой выбрал?
– Для меня лично не важно количество скоростей. Нужно выбирать то, что тебе по душе, отталкиваясь от своих желаний и от того, для чего ты будешь использовать велик.
Я бы собрал велик сам, с кастомной рамой, сделанной под мои параметры, с редкими деталями, у каждой из которых есть своя история.
– Фикс?
– Конечно! По-любому!
Этот пост ещё интереснее: Первые весенние километры в Strava
Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!