Люди

Вероника и её кастомный гибрид Faggin с электромотором

Наши руки не для скуки, или что можно сделать с помощью деталей из Китая, 3D-принтера и смекалки

Веронике 24 года, по образованию она экономист в сфере туризма, но несколько лет работала в общепите. Во время пандемии COVID-19 девушку сократили, и она нашла новое место — на фабрике по производству женских платьев. К осени Вероника надеется снова вернуться в общепит, а пока радуется лету, хорошей погоде и своему уникальному велосипеду, о котором предложила рассказать Урбаноид. Разумеется, мы не могли устоять перед предложением, в котором есть слова «велосипед» и «уникальный».

Вероника

– С великами всё началось с того, что я познакомилась с парнем, который оказался велосипедистом. Его зовут Артём, мы встречаемся до сих пор, и для своей пассии, то есть для меня, он собрал велосипед.

Сначала это был Focus двухподвес, потом немецкий ретровелосипед Schauff, а сейчас — Faggin. Второго такого велосипеда я не видела. В Беларуси — не знаю, но в Минске точно нет. Редкий экземпляр.

Бренд Faggin — итальянский. В 1945 году его основал Марчелло Фаггин после завершения своей карьеры профессионального велосипедиста.

За прекрасное сочетание эстетических и технических качеств рам, марка быстро завоевала популярность не только в Италии, но и во всём мире. 80-е годы стали Золотым веком итальянского велоспорта, и в 1984 году на Олимпиаде в Лос-Анджелесе команда Италии в гонке преследования выступала на велосипедах Faggin.

Несмотря на то, что бренд заработал отличную репутацию в производстве рам из алюминия, титана и углеродного волокна, настоящей любовью семьи Фаггин всегда была классическая стальная рама.

Сейчас компания отказалась от крупномасштабного производства, чтобы целиком перейти на ручное изготовление велосипедов в классических итальянских традициях.

– Откуда он?

– Из Литвы. Точнее рама и переднее колесо из Литвы, седло — китайский карбон, приехало, соответственно, из Китая.

Вилка карбоновая, руль тоже карбон, китайский или оригинальный — не знаю, так как валялся на балконе. Эти детали очень лёгкие. Вообще вся фишка этого велика в том, что он задумывался как максимально лёгкий.

– Почему такой акцент на весе?

– Я же девочка, а в городе много подземных пешеходных переходов. Нужно, чтобы я без усилий поднимала и опускала велосипед, плюс могла это делать, если на работе его придётся таскать на хранение в подвал.

Ну, и просто было интересно, насколько велик можно сделать лёгким. В итоге получилось 8 кг без кастомных элементов или 10 кг с ними.

– Расскажи подробнее, что именно было сделано?

– В первую очередь, здесь попилили раму, чтобы установить ременную передачу. Но не для облегчения веса, а для простоты в обслуживании.

В отличие от цепи, ремень не требует какого-то внимания, разве что в дождь может немного поскрипывать. Тогда просто жидким мылом его смазываешь — и всё!

Оно вспенивается от воды, и ничего не скрипит. Но это нужно делать только в сильные ливни или когда по глубоким лужам ездишь, что бывает довольно редко.

Подседельный штырь жёсткий, но в нём стоит амортизатор, чтобы смягчать вибрации от неровной дороги и плитки.

Ещё здесь планетарная втулка на три скорости. Если какая-то горочка, например, от цирка вверх, мне уже тяжеловато, поэтому был добавлен электромотор. Кнопка пуска на руле — нажимаешь и ускоряешься.

Обычно я кручу на второй передаче по ровной дороге, а с мотором могу смело на третьей ехать без труда. Когда с друзьями катаюсь, вообще помощник не использую, чтобы быть со всеми на равных. А если одна, да ещё и вижу какого-нибудь велосипедиста впереди — всё! Включается функция «гонка», и мне обязательно надо его обогнать, и иногда для этого использую электромотор.

– Где ты взяла эту конструкцию?

– Её придумал и сделал мой парень.

Моторчик он нашёл на каком-то китайском заводе и договорился о низкой цене, потому что деталь была немного битая, им уже не нужна, а нам пригодилась. Ездит отлично!

Большая шестерёнка сделана из цельного куска капралона, очень лёгкая. Артём захотел попробовать сделать прототип самостоятельно и для этого купил сначала один 3D-принтер, потом второй — побольше, а теперь вообще использует оборудование полметра на полметра.

Тросики от другого велика, грипсы тоже от другого, звоночек покупался отдельно просто в цвет.

Заглушки на концах руля также сделаны на 3D-принтере. Случайное стечение обстоятельств, что всё так складно вместе получилось.

Изначально это был шоссейный велосипед, что видно по геометрии рамы, клещевым тормозам и другим деталям.

Я хотела шоссер с рулём бараном, мне они всегда нравились и даже когда-то у меня такой был. Но, к сожалению, однажды я врезалась в девушку и сломала себе нос. Поэтому, из соображений моей безопасности, Артём поставил сюда прямой «горный» руль, и получился гибрид.

Пару месяцев назад я перешла на контактные педали. До этого я много лет каталась в стрепах и думала, что ничего лучше нет. Но когда поставила контакты, оказалось, что они намного круче.

– Ты бы рекомендовала контакты для обычных любителей, которые по городу ездят?

– Если человек уверенно владеет велосипедом — да. С контактами работают совсем другие мышцы, ноги меньше устают. Плюс это безопаснее, на большой скорости в аварийной ситуации контакты удерживают тебя в седле.

– А вообще шоссейник в городе — это практично?

– Конечно! За последние несколько лет у нас поменялись дороги в лучшую сторону, бордюров почти не осталось. Просто надо привыкнуть к тому, что плитка везде — это да, она чувствуется на узких колёсах.

Но, по сравнению с обычными горниками или двухподвесами, велосипед на узких колёсах гораздо эффективнее. Они 10 раз крутанут педали, а я — всего 3, но буду ехать с такой же скоростью и меньше уставать. Намного лучше накат.

– Как люди на улице реагируют на твой необычный транспорт?

– Многие обращают внимание. Некоторые считают, что это не мотор, а что-то связанное с цепью. Пытаюсь объяснить, что это электровелосипед, но не понимают. Опытные велосипедисты удивляются, что здесь порезали раму, чтобы вставить ремень. И довольно часто спрашивают, удобно ли мне на таком жёстком седле.

– А тебе удобно?

– Да. За долгие годы на велике моя попа привыкла 😄. К тому же в этом году я начала ездить в велосипедных памперсах, теперь без них не могу, такие они классные.

– Но сегодня ты одета очень женственно. Специально для съёмки или это твой обычный наряд?

– Я очень часто езжу в платьях, наверное, потому что много лет катаюсь на велике и просто устала ездить в шортах и штанах. Поэтому сейчас на мне всегда велосипедные шорты и либо юбка с кофтой, либо платье. Все, кто меня знает, уже привыкли видеть меня в женственной одежде.

Вообще я на велике уже лет 8, наверное. Для меня это средство передвижения, мой транспорт. Езжу круглый год, даже зимой, для этого на переднее колесо обычно ставлю зимнюю покрышку, а заднее оставляю гладким, чтобы лавировать если что.

Но в вилке на этом велосипеде, к сожалению, нет места для зимней резины, поэтому этой зимой я ездила как есть. Но и зимы-то как таковой не было. Плюс у меня работа обычно в районе проспекта, где всегда дороги расчищены, поэтому проблем никогда не было.

– Шлем носишь?

– Нет, хотя с моим «везением», возможно, и следовало бы. Я и с машиной сталкивалась, и падала. Сейчас просто езжу очень аккуратно и внимательно. Пока не буду убеждена, что водитель меня видит, не поеду.

– Для обслуживания твоего велосипеда что-то нужно возить с собой?

– Лично я ничего не вожу, когда катаюсь по городу. А когда на большие дистанции еду, то всегда с компанией, поэтому всё необходимое есть у друзей или у Артёма.

О, а вот и он сам подъехал! Расскажет о технических характеристиках, если интересно.

Артём

– Конечно интересно. Привет, Артём! Расскажи о своём изобретении.

– Конструкция довольно простая. Аккумулятор в сумке под седлом состоит из 10 ячеек Sanyo 18650 ga, соединённых последовательно. На момент сборки это были лучшие элементы с отношением энергоёмкости к весу, которые можно было раздобыть. Весит аккумулятор в корпусе с системой контроля 625 г.

Аккумулятор питает электромотор, который крутит ролики, которые, в свою очередь, двигают накладную шестерёнку на колесе, ускоряя велик. Вот и всё!

Мощность мотора можно регулировать от 0 до 500 Ватт, если больше — быстро перегревается.

– Мотор сильно шумит?

– Не очень. Днём среди обычных звуков города и машин его почти не слышно, а поздно вечером, когда тихо, слышно хорошо.

– На сколько хватает заряда?

– Сейчас выставлено 140 Ватт. В таком режиме мотор работает как помощник, и маленького аккумулятора хватает примерно на 1 час езды «газ в пол» при условии максимального потребления энергии. Скорость может быть как 10, так и 30 км/ч, и выше.

На маршруте 40 км Минск-Раубичи-Минск ушла примерно половина аккумулятора. Но Вероника использовала мотор только как помощь в горки и основательно на обратном пути по тропам. И это на шоссейных колёсах и посадке, на MTB таких цифр не будет.

Внизу на раме стоит контроллер, ограничивающий скорость. Сейчас он настроен на максимальную скорость 30 км/ч, чтобы батарею сильно не разряжать. Это не значит, что система разгонит велик до 30 км/ч, это значит, что до этой скорости она сможет помогать, а быстрее только своим ходом придётся крутить.

Это можно изменить, но, если сделать больше максимальную скорость, получим меньше крутящего момента. То есть мотор будет меньше помогать, но в большем диапазоне скоростей.

Весь смысл этой системы в том, чтобы помогать езде, но не превращать велик в мотоцикл. При этом конструкция должна оставаться сверхуниверсальной и сверхлёгкой, то есть быть именно помощником, а не единственным движком.

– Как тебе пришла эта идея? Сейчас в магазинах огромный выбор, а ты, можно сказать, заново изобрёл велосипед.

– Я просто люблю придумывать и делать разные устройства. Делал велики с подсветкой, кастомизировал по-всякому — и внешне, и функционально, на заказ что-то мастерил, и в какой-то момент дело дошло до электротранспорта. То, что предлагал рынок, мне не нравилось: всё либо очень тяжёлое, либо очень дорогое.

И я поставил себе задачу сделать то, чего ещё на рынке нет. Изучил вопрос и начал пробовать. Велик Вероники — уже четвёртая или пятая итерация моей идеи.

– У изобретения есть название?

– «E-boost», читается как «е-буст». Это означает «электронное ускорение» и прикольно звучит.

– Планируешь запатентовать систему и запустить в массовое производство?

– Для начала нужно всё протестировать и обкатать как следует, чтобы выявить проблемы и исправить их.

Вот, у Вероники эта система стоит, у меня на велике и ещё у нескольких человек. Уже около года всё работает безотказно, никаких проблем, поэтому, надеюсь, это последняя итерация.

Кстати, сейчас в качестве эксперимента прямо в камеры залита жидкость антипрокольная.

– Но это же увеличило вес?

– Да, но цель была именно протестировать эффективность. Как выяснилось, змеиные укусы это не ремонтирует, а обычных проколов и не было.

Если дальше всё пойдёт хорошо, можно будет пускать систему в «серию». Уже есть люди, которые хотели бы сделать у меня заказ.

Вообще я стараюсь всех вокруг привлекать в велоиндустрию, потому что народ мало с ней знаком. Особенно это важно тем, у кого не хватает «физухи» заниматься. Я рассказываю, что надо потерпеть недельку-другую, а потом появится интерес, придут силы, и наступит понимание: «Зачем мне теперь машина? Как я жил без велика раньше?»

Тех, кто попробовал велик и вернулся обратно, я что-то не припомню.

Этот пост ещё интереснее: На Урбаноид появились комментарии

Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!