MaseyBikepack — белорусские сумки для байкпакинга
Как променять рубанок на швейные шпульки и преуспеть
Александр Майсейчик — создатель бренда MaseyBikepack, один из немногих людей в Беларуси, кто делает сумки для байкпакинга. Он живёт и работает в частном доме на севере Минска, где придумывает и шьёт велосипедное снаряжение, хранит материалы и принимает заказчиков. Мастер объяснил, почему бросил столярное дело и рассказал, сколько может стоить хорошая велосумка.
Что такое байкпакинг?
Байкпакинг (англ. bikepacking) — это стиль велопутешествий, а в более широком смысле — это идея или концепция, которая подразумевает использование нескольких небольших сумок для равномерного распределения груза на велосипеде.
Суть байкпакинга в легковесности поклажи и равномерном её распределении. С помощью нескольких лёгких сумок можно загрузить велосипед не в одной точке, например, на багажнике, а по всему объёму. Такая техника делает велосипед более быстрым на ровных трассах и более управляемым на сложных участках.
Поклонники концепции хвалят её и за то, что любую вещь можно найти быстро. В объемных рюкзаках отыскать что-то может быть трудно, а когда вещи распределены по разным сумкам, легко достать даже мелочь. Изначально это было важно для туристов в долгих путешествиях, но оказалось удобным и в обычных городских поездках, поэтому байкпакинг набирает популярность у комьютеров в Европе и США.
По словам нашего героя, он узнал о байкпакинге всего пару лет назад, но решил сделать его делом своей жизни.
Выбор пути
– По образованию я столяр и работал в этой сфере довольно долго, лет 10. Делал мебель, окна, двери. Последнее место работы было особенно интересным — мы делали бетонные столешницы, подоконники и умывальники, а моя задача как столяра была мастерить под эти изделия формы из дерева.
Работа была интересная, мне нравилась, но я понимал, что рано или поздно нужно будет открывать что-то своё. Я не видел себя в «столярке» и постоянно пробовал что-то новое: видеомонтаж, фотографию, 3D-моделирование. Но коммерчески ничем из этого даже не пытался заниматься, потому что ни одна из этих сфер не стала мне близкой.
А потом я купил велосипед, узнал про направление байкпакинг и столкнулся с проблемой — где взять сумки?
Моя мама швея, шьёт одежду. И на её обычной бытовой швейной машинке я сшил первые сумки на свой велосипед. Для меня это было абсолютно новым занятием, потому что до этого я, условно говоря, даже пуговицу себе не пришивал — мама же швея!
Признаюсь, если бы мне пару лет назад сказали, что я буду что-то шить, я бы у виска покрутил. Где столярное дело, а где все эти катушки, лапки и шпульки?!
Но я попробовал и понял, что, во-первых, мне это нравится, а во-вторых, именно это направление сейчас совершенно не развито в Беларуси. Оно развито в США и Европе, более-менее в России, но у нас буквально единицы о нём знают.
И я подумал, почему бы не начать развиваться в этом направлении. И начал.
С чего начинался бизнес
– Никакого бизнес-плана и инвестиций у меня не было, всё в рамках хобби.
Я живу в частном доме, поэтому проблем с помещением не возникло — просто оборудовал под мастерскую свободную комнату. Верстак, который делал когда-то для столярных работ, приспособил под раскройный стол.
Купил инструменты, а некоторые сделал своими руками. Например, сам сделал длинные линейки и калибровочные планки — ими удобно отмерять отступы на ткани.
Сам сделал специальное устройство для разрезания строп и тесьмы. Собрал его буквально на коленке из того, что было. Сейчас понимаю, что можно было бы сделать и поаккуратнее, но главное, что оно работает — быстро и ровно режет и сразу запаивает края деталей.
Освещение в мастерской мне помогал делать друг. Он увлекается электрикой и подключил мне лампы, а ещё он увлекается сваркой и сварил мне турник.
Турник особенно важен, потому что мне очень не хватает физической активности после работы столяром. Я почти всё время сижу, когда крою или шью, мало двигаюсь, поэтому для здоровья спины турник оказался незаменим.
Сейчас часто случается, когда я безвылазно тут работаю, хотя так было не всегда.
Александр говорит, что первые сумки он делал для опыта, «шил, чтобы шить» для отработки моделей и технологии. На одну сумку мог тратить недели, потому что приходилось несколько раз всё переделывать с самого начала. И хотя сейчас мастер признаётся, что в тот период он мог ненавидеть какую-то сумку в конце работы над ней, это был интересный и полезный опыт.
Удалось сшить пять сумок на бытовой швейной машинке, прежде чем стало понятно, что работать лучше и больше ему не позволяют её технические возможности, и дело остановилось.
– Прошёл примерно месяц, прежде чем меня осенило. Я понял, что если сейчас не сделаю что-то, не куплю хорошую технику и не продолжу шить, то заброшу всё окончательно.
В срочном порядке я выбрал и купил новую швейную машинку. Она промышленная, позволяет работать с тяжёлыми и сверхтяжёлыми материалами — такими, как ткани для моих сумок.
Сейчас я вижу недостатки этой машины и понимаю, почему крутые профессиональные мастера её не рекомендуют, но если бы можно было вернуться в прошлое и что-то поменять — я купил бы её снова. Она позволила мне работать и работать качественно, а это главное.
Виды сумок
Самая популярная модель MaseyBikepack — нарульная сумка. Александр много над ней работал, изменял и совершенствовал дизайн, чтобы сделать итоговый вариант небольшим, удобным и вместительным. Сегодня нарульную сумку заказывают чаще всего.
Подседельная сумка — вторая по популярности. Обычно её используют для объемных лёгких вещей типа спального мешка, куртки или другой одежды.
Внутрирамные сумки не универсальные, их шьют индивидуально под размеры и геометрию рамы заказчика. Александр измеряет велосипед сам или просит это сделать клиента, по этим данным строит геометрическую форму на бумаге и уже по ней шьёт сумку.
Фидбэги — это так называемые «кормушки». Их можно использовать для бутылки с напитком, для еды, батончиков, бананов, энергетических гелей и вообще для чего угодно. Открывается и закрывается фидбэг одной рукой, это удобно во время езды.
Эти сумки составляют основу комплекта для байкпакинга, но его можно расширить по желанию заказчика.
– Например, есть ещё маленькие сумки для мелочей. Они крепятся на раму сверху и скорее добавляют комфорта, а не объёма.
У них забавные названия: «канистра» и «бензобак», по аналогии с мотоциклами. Термины ввёл один из крупных байкпак-производителей, но у нас они почти не используются, люди их пока не знают. Я произношу эти слова для клиентов, чтобы постепенно популяризировать.
Маленькие сумки, как карманы, в них можно класть что угодно, но в «канистре» чаще всего возят инструменты: мультитул, запасные камеры и так далее, а «бензобак» используют для мелких вещей: ключей, телефона, кошелька или карточек.
Процесс производства
Если лекала готовы и модель типовая, то на пошив одной сумки уходит примерно полдня. Разработка изделия с нуля занимает около недели, если измерять стандартными 8-часовыми рабочими днями. Если у мастера есть другие, более срочные заказы или нужно делать что-то ещё, сроки могут увеличиваться.
Работает Александр в основном на заказ, готовой продукции нет.
– Точнее, почти нет, с небольшим исключением.
Бывает, что в голове появилась идея, и я её воплощаю в реальную модель просто потому, что хочу попробовать новое цветовое сочетание или новую форму.
Бывает, делаю раскрой ткани на заказ, все детали вырезал, но остался кусочек — как раз на одну сумку. Если оставлю, этот кусок ткани будет лежать долго, а если сделаю сумку — будет уже готовая вещь, которую кто-то может купить. Но моя концепция — это всё-таки индивидуальный пошив на заказ.
— Я могу сказать, что вдохновляюсь зарубежными производителями, но никогда никого не копирую. Есть иностранные сайты, посвящённые байкпакингу, там всё самое крутое и актуальное на данный момент по этой теме. Я их читаю и вижу, к чему стремиться. Какие-то детали могу взять на вооружение, про материалы узнать или про фурнитуру.
Если клиент придёт с фотографией чужой сумки и попросит повторить, я скажу «нет».
— Откажу, потому что я не занимаюсь копированием и не хочу себя ассоциировать с теми, кто делает копии. Я делаю уникальный продукт. Предложу клиенту свою похожую модель или внесу изменения в его вариант, но это обязательно будет уникальный продукт.
Сначала я придумываю дизайн, формирую идею у себя в голове. Потом делаю модель из картона: рисую и вырезаю детали, склеиваю их скотчем и смотрю, что нужно поправить. Есть выражение «методом тыка», вот оно лучше всего сюда подходит. Что-то в одном месте сглажу, что-то укорочу, что-то исправлю.
Но картон — это картон, он всё-таки слишком угловатый, и текстильная сумка никогда не будет такой структурной, как картонная модель. Поэтому после того, как отшиваю образец из ткани, становится понятно, что нужно изменить и поправить уже окончательно. И уже на основании этого делаю лекала, с помощью которых эту сумку можно будет шить в разных цветах и материалах.
Материалы и фурнитура
– Я сам езжу на велике, поэтому понимаю, что я шью, для кого и что именно будет удобно в использовании. Все модели тестирую на себе.
Если говорить о тканях для сумок, то основной критерий выбора — это состав. Ткани для сумок должны быть из нейлона. Есть полиэстер, то есть обычная синтетика, которая выгорает и от времени изнашивается, а нейлон износоустойчивый, прочный и не выцветает.
Сначала я покупал полиэстер, сшил себе сумку, но буквально за полгода она из чёрной превратилась в выцветшую синюю. Такое качество меня не устраивает, поэтому сейчас использую только нейлон плотности от 210D до 1000D.
Покупаю ткани в основном отрезами, а не рулонами. Рулон — это очень много метров, у меня таких объемов производства пока нет, поэтому беру отрезы. Заказываю у частных продавцов, которые привозят материалы из-за границы.
Пластиковую фурнитуру использую южнокорейскую «Woojin plastic», она и по дизайну классная, и по прочности. Всем меня устраивает, кроме одного — у нас, к сожалению, она не продаётся, приходится покупать в Украине.
Стропы, липучки, ленты, резинки я беру у нашего белорусского производителя ОАО «Лента». Качество отменное почти во всём, кроме цвета. Например, чёрный у них вовсе не чёрный, а скорее тёмно-синий. И когда используешь эти ленты на чёрной ткани, то видно, что оттенки различаются.
Но я не буду менять «белорусов» на что-то другое, да и не на что. Тот откровенный Китай, который продаётся во всех магазинах Минска, ужасного качества. Да, он чёрный, но абсолютно не прочный, за год стропы стираются. И ради совпадения оттенков снижать качество я не буду, поэтому вынужденно иду на компромисс.
Маркетинг и цены
В Instagram и некоторых сайтах велосипедной тематики у Александра есть профили, где представлены его сумки, но в веломагазинах Минска товары MaseyBikepack увидеть нельзя. Покупатели могут самостоятельно приехать в мастерскую или сделать заказ по фотографии и получить товар с доставкой.
– В магазинах мои сумки не представлены по нескольким причинам. Первое — я практически не шью готовое, в основном на заказ. Второе — я не думаю, что обычные люди, которые покупают велики в веломагазинах, знают о байкпакинге и будут искать для него сумки.
И последнее — я ремесленник, это создаёт некоторые организационные и юридические трудности. Магазин захочет брать себе часть денег, и мои сумки сразу станут стоить неприлично дорого, что, на мой взгляд, уже не будет соответствовать уровню технологичности их материалов.
Сегодня цены у меня такие: внутрирамная сумка — от 80 рублей, точнее не скажу, потому что делаю эту модель по индивидуальным размерам. Нарульная сумка — 80, подседельная — 90, сумки-канистры разных видов — 30 рублей за штуку, бензобак — от 30 до 50 в зависимости от вида, фидбэг — 30 рублей. Для сравнения, подседельная сумка известного американского производителя будет стоить около 300 рублей.
Я ручаюсь за качество моих изделий, но ткани и технологии у импортных промышленных сумок совсем другие, и они, конечно, стоят своих денег. Покупатель может выбирать.
Раньше я смотрел на цены других производителей и мне казалось, что они просто гребут бабло лопатой, но потом выяснилось, что это далеко не так.
— Сейчас я уже знаю, что цена оправдана, но многие люди этого не понимают. Они, например, думают, что метр ткани стоит 20 рублей, а из этого метра можно полвелосипеда обшить. Почему же сумки такие дорогие?
Потому что кроме ткани нужно ещё очень много всего. Оборудование, фурнитура, ленты, стропы, время на работу — всё это в сумме даёт серьёзные деньги. К тому же действительно сложно сделать что-то удобное, качественное и красивое.
Есть разные подходы к производству, у меня подход такой: я не допущу плохого качества. Я с уверенностью могу сказать, что мои нитки выдержат, мои материалы выдержат, моя фурнитура выдержит. Всё, что должна выдерживать велосипедная сумка, моя сумка выдержит.
Технически я делаю максимальную влагозащиту, насколько это позволяет мой уровень мастерства, но я не заявляю, что мои сумки водонепроницаемые. Ткань водонепроницаемая благодаря пропитке, но для 100% влагозащиты нужна специальная обработка швов, а у меня такой нет.
Но я, например, шью внешний и внутренний слои сумки так, чтобы швы не совпадали. Это увеличивает время проникновения воды внутрь сумки через швы в двух слоях ткани. Но чтобы ко мне не было претензий, я не говорю, что мои изделия водонепроницаемые.
Если рука дрогнула и шов прошёл слишком близко к краю, я переделаю. Потому что в момент нагрузки этот шов может разойтись, а я считаю это браком. Даже гипотетически не допущу такого!
И я никогда не отказываюсь что-то изменить в своих сумках, стараюсь гибко реагировать на пожелания заказчиков, что-то улучшаю и делаю более удобным. Хотелось бы, чтобы покупатели чаще говорили о своих замечаниях.
Например, бывали случаи, когда люди путались в стропах и неправильно вешали сумку, отчего было не совсем удобно. Поэтому я, во-первых, немного изменил дизайн — сделал разные застёжки на разные стропы, чтобы неправильно пристегнуть что-то стало невозможным просто физически. А во-вторых решил добавлять к своим изделиям брошюры с информацией о том, как сумку правильно закрепить на велик.
Со следующего сезона я планирую поднимать цены, но на сколько, пока сказать не могу. Сейчас у меня действует система скидок: если человек заказывает набор из нескольких сумок, одну из них я делаю в подарок и денег за неё не беру.
В следующем сезоне я так делать уже не буду. Всё-таки заказы у меня есть, их достаточно, свою работу я делаю хорошо и считаю, что она должна соответственно оплачиваться.
Планы на будущее
– Моя «ламповая» мечта — это не расширяться очень сильно, а быть локальным крафтовым производителем. Не хочу вырастать в какую-то фирму, которая будет производить сумки массово. Хочу, чтобы ко мне обращались люди, которые ищут что-то уникальное, созданное специально для них.
При этом я очень не хочу нанимать чужих людей, а хочу семейный бизнес с девушкой, а в будущем — с женой. Я этого очень хочу, но, признаюсь, не очень в это верю.
Я понимаю, что в наших реалиях маленькое крафтовое производство вряд ли сможет позволить мне не только постоянно работать, но и будет обеспечивать какие-то более широкие потребности — строить дом, путешествовать — в общем, жить, ни в чём себе не отказывая. Но я стараюсь. Посмотрим.
Связаться с Александром Майсейчиком можно через его профиль в Instagram.
Этот пост ещё интереснее: Место работы: Oxagile
Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!