Место работы: MonkeyFood
Полчаса на доставку, 5 велосипедов за 3 года, самый доступный в мире бургер и при чём тут обезьяны
MonkeyFood, как указано на сайте компании, первый в Беларуси этичный фастфуд с веганской едой, биоразлагаемой посудой и экологичной доставкой. Экологичной, потому что заказы курьеры заведения развозят на велосипедах. А где велосипеды, там и Урбаноид. В этом выпуске «Место работы» общаемся с сотрудниками веганского кафе.
В Минске работают две точки MonkeyFood. Первым открылся фастфуд на ул. Богдановича, 128А, где находится производственная база и откуда осуществляется велодоставка. Вторым стало небольшое кафе на ул. Октябрьская, знаменитой своими модными заведениями.
В пункте на Богдановича нас встретила Марта Скугарева — специалистка по коммуникациям.
– Мы предлагаем именно веганскую еду, и это была изначальная идея. У нас иногда спрашивают, почему мы не вегетарианский фастфуд. Но нет, мы 100% веганские, потому что для нас очень важен экологический и социальный аспект.
Интенсивное животноводство нельзя разделить на только мясную или только молочную отрасли, они взаимосвязаны и наносят очень мощный урон планете.
Кроме этого, еда — это ещё и социальная история. Нередко получается так, что страны, которые страдают от интенсивного животноводства, например, выращивают корма, страдают и в социальном смысле. У них есть земля с традиционным сельским хозяйством, которая их питает и на которой они живут.
Но приходят корпорации, выращивающие корм для скота, и всё засевают. Земли деградируют, и местное население больше не может питаться как раньше и жить как раньше. Их качество жизни очень падает.
Это лишь один из примеров, есть ещё много других социальных аспектов. Поэтому для нас было очень важно делать именно веганскую еду.
– Почему Monkey, то есть «обезьяна» в названии?
– Обезьяны весёлые и позитивные животные. И очень разные: существует много разных видов от совсем малышек до крупных приматов с интеллектом уровня 3-летнего ребёнка.
Мне нравится, что обезьяны всеядны, но делают выбор. Если им доступна растительная еда — фрукты, орехи — то они питаются ею и им этого достаточно. Мне кажется, это классная история про животный мир, который способен делать выбор. А люди, на мой взгляд, довольно близки к обезьянкам.
Ну, и «МанкиФуд» звучит хорошо.
– Чем ваша еда отличается от меню других заведений?
– Нам хотелось сделать еду доступной по вкусу, пониманию и цене.
Важно, чтобы для человека, который питается традиционно с мясом, молоком или рыбой в рационе, было понятно то, что мы готовим, а также было сытно и вкусно. И тогда шанс того, что человек разрушит свои стереотипы про веган еду, возрастает. Кажется, у нас получается.
Мы понимаем, что порой человек пробует только один раз, и тут уж либо да, либо нет.
Зачастую у нас только один шанс на то, чтобы показать, какая может быть веганская еда.
И действительно, мы видим по нашим посетителям, что большая часть из них — это не веганы и даже не вегетарианцы, а люди, которые питаются традиционно. Но они постепенно всё больше и больше отдают предпочтение веганской еде.
При создании меню мы вдохновлемся разными культурами, странами и традициями. Например, у нас есть три бургера, которые называются Гринвич, Кройцбургер — от названия района Кройцберг в Берлине, и Марсель.
Также наша еда доступна по цене. Например, когда мы разрабатывали Гринвич, целью было сделать его самым недорогим веганским бургером в мире. И у нас получилось! Это 100%, мы заморочились и сделали его. Он всегда стоит меньше фунта и даже меньше доллара, он вкусный, сытный и очень любимый гостями.
MonkeyFood — единственное заведение в Минске и Беларуси, которое развозит заказы исключительно на велосипедах. Такой способ доставки отвечает главным принципам заведения: динамичность, доступность, этичность и здоровье.
Основатели компании приняли такое решение, так как убеждены, что велосипеды, в отличие от автомобилей и общественного транспорта, не оставляют след из тормозной жидкости, антифриза и других химикатов, не создают шумовой нагрузки и не загрязняют воздух выхлопами. Кроме этого, они экономят ресурсы: не требуют строительства новых дорог, а затраты на производство и эксплуатацию у велосипеда ниже, чем у любого другого транспорта.
Радиус доставки охватывает весь Минск и некоторые районы за МКАД. Город разделён на зоны: центральная с бесплатной доставкой и более удалённые — с платной. Цена за работу курьера варьируется в зависимости от того, куда нужно везти заказ.
– Когда мы открывались более 5 лет назад, в Беларуси не было никакой велодоставки, – продолжает Марта. — Это потом уже стали появляться заведения, у которых она была, но наряду с пешей и автомобильной.
У нас доставка только на велосипеде с самого открытия. Единственный момент — по соображениям безопасности в очень морозную или снежную погоду мы подстраховываем наших курьеров на автомобиле. Но это всё-таки скорее исключение.
Одним из первых велокурьеров MonkeyFood была девушка, причём это было зимой в холод и снег. Мы все её очень ждали, а когда она приехала, открыли лимонад, как шампанское — в общем, это было очень праздничное событие.
Сегодня мы выполняем в среднем 20 доставок в день.
Некоторые клиенты в холодное время года волнуются за наших курьеров, и мы всё время пишем: «Курьеры ждут! Не беспокойтесь о них, всё хорошо, это их работа и они её любят!»
– Кто может работать у вас в доставке?
– Требований немного. Нужно ездить на велосипеде, знать город — это важно, быть командным парнем или девчонкой — это важно не меньше, потому что мы фастфуд, здесь все друг с другом всегда на связи. И обязательно иметь санкнижку. Ах, да, и иметь собственный велосипед.
В самом начале работы у нас был корпоративный велосипед, но мы быстро поняли, что это не так хорошо работает, как ожидалось. У всех разный рост, комплекция и предпочтения, поэтому лучше, когда каждый ездит на своём велосипеде.
– Какие условия работы? Есть ли страховка?
– Компания предоставляет курьерам необходимые расходники, велоаптечки, балаклавы и тёплые жилеты на холодный сезон или дождевики на осень, оплачивает техобслуживание и ремонт, когда необходимо.
Страховки нет, хотя мы всегда стараемся помочь в каких-то ситуациях, но страховка — это хорошая мысль и было бы, наверное, правильным решением её оформлять.
Есть велопарковка, душ, личный шкафчик для каждого сотрудника. Специальной зоны отдыха нет, но есть пространство, где можно переодеться и оставить вещи.
Курьеры редко сидят без дела, обычно приехали-уехали-приехали-уехали.
– Обязателен ли шлем и есть ли какие-то внутренние правила поведения курьеров на дороге?
– Мы всегда озвучиваем нашу позицию: не ездить по проезжей части, быть аккуратными и так далее. Но это невозможно проконтролировать, и всё остаётся на усмотрение сотрудников.
Большая часть ребят, которая к нам приходит, регулярно ездят на велосипеде, знают ПДД и технику безопасности, понимают важность правильной одежды в зимний период и все остальные тонкости езды. Понятно, что случается разное, но у нас ничего серьёзного не происходило. Зато бывали приятные случаи.
Один из курьеров ехал зимой на заказ и увидел, как «скорая» забуксовала в снегу. Он слез с велосипеда и толкал эту машину, помог вытащить. Мы очень поддержали тогда его. Может быть он кого-то спас в тот день, кто знает.
Вообще у нас очень хорошие ребята работают. Пообщаетесь с ними и сами увидите.
Юлия, менеджер
– Велосипед у меня был давно, но каталась я в основном летом с друзьями. Примерно больше года назад решила, что буду на нём и на работу ездить, и за покупками, и вообще использовать как транспорт в любое время.
Что интересно, это в феврале произошло. Многие знакомые тогда удивлялись, как можно ездить в снег или дождь, но я решила, если только сильного ливня не будет, я буду ездить.
Примерно тогда же я сменила старую работу на MonkeyFood, а тут же все на великах! И к тому же веганская еда.
– Ты не употребляешь мясо и молочные продукты?
– Я вегетарианка, а не веганка. В тот же период, когда я пересела на велосипед, я отказалась от мяса по физиологическим причинам.
Пришла сюда в первый день на стажировку и почему-то решила, что нет, не буду здесь работать. Даже не знаю почему. Потом вечером дома почитала концепции MonkeyFood и переосмыслила своё решение.
– Что за концепции?
– У компании есть концепции, соответствующие 17 целям устойчивого развития Беларуси, которые помогают в нашей стране развивать этичное отношение к природным ресурсам. Эти концепции мы адаптировали для нашего кафе. Например, мы экономим воду, у нас раздельный сбор мусора, и так далее.
Прочитав это, я поняла, что это то место, где мне хочется работать, и осталась. И до сих пор я по-прежнему не ем мясо и езжу на велике, несмотря на время года.
– Ты в шлеме ездишь?
– Нет. Но я езжу в капюшоне! Некоторые наши ребята-курьеры ездят по дороге, ездят быстро, им шлем нужен. Я же езжу по тротуарам, не спешу. Понимаю, что это не причина, но вот так…
– Расскажи о своих впечатлениях, когда твоим транспортом стал велосипед.
– Это оказалось совсем не сложно. Я живу в районе Уручья, и до работы мне 13 км пути. Дорога занимает минут 40. Просто едешь спокойно и не ощущаешь каких-то затруднений.
Знаю, что некоторые беспокоятся, что придётся переодеваться на работе. У нас принята форма, поэтому тут проблемы нет: ты приезжаешь в своей одежде и надеваешь форменную.
Также здесь есть душ. В зимний период он по факту и не нужен, а вот летом это полезная вещь.
Ещё я боялась, что у меня будет проблема, как возвращаться. Якобы, я после целой рабочей смены уставшая буду вынуждена крутить педали, но это оказалось совсем не так!
Наоборот, даже приятно иногда вечерком прокатиться, прийти в себя.
Бывает, когда нас несколько человек едет после работы, но по пути мы решаем ещё в парк заехать покататься все вместе. И едем.
– Если каждый день ездить на велосипеде на работу, не исчезает ли желание иногда прокатиться просто так, для удовольствия?
– Нет! У меня есть машина, но я её использую редко, только в тех случаях, когда мне нужно перевезти что-то крупное, что в рюкзак не влазит.
А что помещается в рюкзак, я вожу на велике. Например, езжу на Комаровку за продуктами, по делам езжу, на работу по графику «два через два» и так просто с друзьями катаюсь.
Общественным транспортом я вообще не пользуюсь. Я и до велика не особо-то на нём ездила, а последние полтора года вообще забыла, что это такое.
– В какую погоду больше всего любишь ездить?
– Мне весна нравится. Когда немного теплеет после зимы, сухо, но прохладно — самое лучшее время. Потом летом уже слишком жарко, и смешные полосы загара появляются на руках и ногах.
В холодное время года у меня часто спрашивают, не холодно ли мне. Нет, конечно! Обычно я езжу в лосинах, байке и куртке-ветровке. По факту я в этой же куртке езжу летом, осенью и зимой, просто нижние слои меняются.
Когда садишься на велик, пару минут крутишь — и тебе уже не холодно, а жарко. Иногда, бывает, проспишь будильник, спешишь на работу и крутишь активнее. Тебе жарко, и ты начинаешь прямо по дороге раздеваться. Стоишь на светофоре, расстёгиваешь куртку, а пешеходы рядом смотрят с удивлением.
Понятно, что мне не нравится, когда осенью идёт холодный мелкий моросящий дождь. А летом или тёплой весной, когда дождь тёплый, ехать комфортно. Был как-то раз сильный дождь, пришлось ехать в мусорных пакетах, не бросишь же велосипед. Берёшь пакет, заворачиваешь в него телефон, ещё в один — и в рюкзак. Отлично! У меня это не вызывает вообще никаких проблем. После таких поездок настроение поднимается!
– Что у тебя за велик?
– Сегодня, правда, я без него, потому что пешком пришла, была в доме по соседству.
У меня Kross Level A4. Это классический «горник» с довольно широкими покрышками, на которых удобно ездить зимой. Наши ребята говорят, что летом на таких ездить тяжело, но я так привыкла к нему, что этого не замечаю.
Мне мой велик очень нравится. Я живу на 9 этаже, так вот когда у нас лифт сломался и его ремонтировали 4 месяца, я таскала велосипед на себе по лестнице, потому что не хотела его оставлять пристёгнутым на улице.
Я на нём даже в поход на 100 км ездила. Точнее, друзья поехали эти 100 км на машине, а я встала пораньше и поехала на велике. На дорогу ушло около 6 часов, а там на месте мы встретились. Было здорово!
Вообще я считаю, что ездить на велосипеде — это прикольно и полезно для здоровья. И просто кататься, и как транспорт использовать. Стоит только начать, и дальше всё покатится.
Прохор, велокурьер
– Я работаю тут почти три года. Так получилось, что велосипедами я увлекаюсь достаточно давно, поэтому всё пошло по этой стезе — я велокурьер в MonkeyFood и у меня своя веломастерская.
Начинал я с ремонта велосипедов для себя и друзей, а потом «сарафанное радио» сработало и получилось расшириться. Но веломастерская — это сезонная работа, примерно месяцев 6-7 в году. Со стороны заработка она основная, а со стороны занятости выигрывает кафе.
– Почему ты решил стать велокурьером?
– Честно говоря, я даже не помню. Увидел где-то вакансию, решил попробовать и остался.
– Ты ешь мясо?
– Я абсолютно всеяден.
– Разделяешь ли ты философию компании?
– В принципе, да. Хотя правильнее будет сказать, что я не имею ничего против. Мы живём сейчас в такое время, когда каждый волен выбирать. Осуждать кого-то за какую-то позицию нехорошо.
– Как проходит твой обычный рабочий день?
– Приезжаю — на своём велике, разумеется — и проверяю, есть ли заказы. Если нету, занимаюсь своими делами, ничего не делаю. Шутка! У курьеров есть ещё задачи, например, нарезка бумаги и другие дела.
Если же день насыщенный, то, как правило, я приехал, получил свой размен, выкупил заказ, проверил, поехал. И так по кругу.
Смена длится с 11 утра до 10 вечера. Заказы на доставку мы принимаем до 21:30, то есть их я доставляю и всё, рабочий день закончен.
– Ты видишь, сколько у тебя будет работы на день?
– Нет, особенно сейчас. Раньше ты примерно мог предположить, что в понедельник-вторник будет потише, люди раскачиваются, среда — уже более качественный день, четверг-пятница — насыщенные, а выходные как когда. Если начало месяца, то после 5 числа люди получают аванс, и любой день будет хорошим.
Сейчас обстановка сложилась такая, что ты не знаешь, будешь ты целый день сидеть или, наоборот, попа будет в мыле.
– Сколько заказов в день ты выполняешь?
– Примерно 8-10. Это около 70 км в день. При работе по графику «два через два» выходит примерно 250 км в неделю.
– Это тяжело?
– Я бы не сказал. Если человек любит велосипед, если он знает, что это такое, то проблем не возникнет. Никакой специальной спортивной подготовки иметь не нужно абсолютно.
– А в прямом смысле — тяжело ли ехать с сумкой с едой?
– Иногда курьеры берут с собой не один заказ, а несколько, чтобы развезти их по очереди. Обычно это два, максимум три заказа, если они близко расположены друг к другу. В среднем получается 2 кг с учётом веса рюкзака.
– Свой самый тяжёлый заказ помнишь?
– Да, 17 кг весил тот заказ. Он был один, но большой, к тому же с ящиком напитков.
– Есть ли в компании регламент — определённое время, за которое ты должен привезти еду клиенту?
– Да, есть ограничение по времени. В центральной зоне на доставку даётся 1 час, в это время включается приготовление заказа, его проверка и упаковка. Обычно между кухней и курьерами это время делится пополам, то есть чисто на дорогу мне обычно остаётся 30 минут.
На доставку в каждую последующую зону — вторую, третью и так далее — добавляется ещё по 10 минут.
– Ты хорошо знаешь Минск?
– Думаю, неплохо. Я тут родился.
– Может ли велодоставка быть единственным местом работы?
– В принципе, да.
За одну доставку курьер получает 4 рубля.
Это фиксированная сумма. Плюс за удалённость адреса добавляется 2, 3, 4 или 5 рублей, в зависимости от зоны. То есть за одну доставку можно получить максимум 9 рублей.
Чистыми, без чаевых — потому что чаевые являются непредсказуемой величиной — может выходить до 1000 рублей в месяц.
– Часто ли оставляют чаевые?
– Как правило, их оставляют одни и те же люди, которые заказывают у нас постоянно. То есть ты смотришь на доставку и можешь понять, будет у тебя «на чай» или нет, вплоть до того, что даже знаешь сколько.
У нас много постоянных клиентов, некоторых из которых ты уже хорошо знаешь.
– Как они относятся к курьерам на велосипеде?
– Ой, это довольно банальная история. Люди постоянно предлагают чай, фрукты, приглашают погреться и так далее.
– Ты принимаешь такие предложения?
– Нет. К сожалению, времени на это нет.
– Расскажи про свой велик.
– У меня циклокросс Cannondale CAADX. За три года работы здесь я сменил 5 велосипедов и теперь езжу на этом.
– Ты их «убил» или просто поменял?
– У курьера велосипед изнашивается не больше, чем при обычной активной езде. Велики я менял, потому что ищу, экспериментирую с разными типами, пробую.
– Фикс пробовал?
– Нет, ни за что! Это единственный вел, за который я никогда в жизни не сяду.
– Почему? Разве это не велосипед курьеров в Америке? Фильм «Срочная доставка», скорость, стиль и всё такое?
– Нет-нет, это каста, это не моё. Меня это, к сожалению или к счастью, не привлекает.
– Что ты пробовал?
– MTB, двухподвес, плюсовый велосипед и гибрид — в таком порядке. Сейчас езжу на циклокроссе.
– Давай поподробнее про каждый.
– Начиналось у меня всё, как и у большинства, наверное, с MTB. Потом я понял, что хочется больше мягкости, и случился двухподвес, но двухподвес — это не городской тип велосипеда.
После этого я попробовал плюсовый велик — нечто среднее между фэтбайком и велосипедом на 29 колёсах. Он позволял ездить мягко за счёт пониженного давления в шинах, но для велокурьера это неподходящий вариант, потому что слишком много энергии тратится на езду.
Потом был гибрид, а после него я решил взять что-то более универсальное и так пришёл к циклокроссу. Он весь жёсткий, колёса слики шириной 32 мм, накатистый и быстрый.
– Разницу почувствовал?
– Несомненно! Между всеми типами разницу понимаешь очень быстро. Как правило, она проявляется за счёт того, что ты устаёшь больше.
– Может меньше?
– Нет, больше! Потому что велосипед позволяет тебе ехать быстрее, чем на предыдущем. И ты привык к одной нагрузке, а тут едешь всё быстрее и быстрее. Ты к такому не привык, а он катит, подгоняет тебя, провоцирует.
– Ты доволен теперешним своим великом?
– Да, и пока не планирую его менять. Да и уходить с него можно разве что на откровенное шоссе. Но на шоссейном лучше всё-таки выезжать за город и «долго гнать велосипед».
– Давай про город поговорим, ты его знаешь как никто другой. Это удобное место для езды на велосипеде?
– В последние годы инфраструктура стала получше. В центре всё хорошо, и даже в удалённых от центра районах редко встретишь высокие бордюры.
Правда, ежегодные ремонтные работы напрягают, потому что длятся по несколько месяцев, хотя то, что обновляют дороги — это хорошо.
– До сих пор живуч миф о том, что для города лучше горник, а ты пересел на жёсткий циклокросс. Тебе удобно на нём?
– Наверное, этот миф распространяют неискушённые люди, которые катаются на велике только в тёплое время года пару раз в месяц. Обычно они обладают типичным велосипедом MTB в ценовом диапазоне 500-600 рублей.
У простых горников есть амортизационная вилка, но эта вилка, к сожалению, не работает, это макет. Такой велосипед по факту является обычным ригидом, поэтому, пересев на вел с жёсткой вилкой, люди скорее всего даже разницы не почувствуют. А может быть почувствуют и больший комфорт.
– То есть ты бы рекомендовал выбирать для города модели с жёсткой вилкой?
– Если ты передвигаешься по городу и иногда отдаёшь приоритет велодорожке, то однозначно да.
Для поездок на работу и по делам я бы порекомендовал велик с 28 колёсами, покрышками шириной от 28 до 40 мм, нейтральной посадкой — не слишком вертикальной, но и не слишком низкой. Прямой руль, потому что бараны для более продвинутых, 9-10 скоростей — и в путь!
– В чём ты обычно ездишь?
– В удобной одежде. Одеваюсь слоями по сезону, джинсы не люблю, потому что это просто некомфортно. В любой непонятной ситуации снимай джинсы!
Из обуви — обычные кроссовки. Так как у меня колени уже пенсионерские, я ушёл с контактов на обычные топталки.
Шлем — must have! Это самая необходимая вещь из экипировки. Сначала нужно покупать шлем и только потом велосипед.
Сегодня я без него, но это редкость. Наверное, я тот человек, который понимает важность чего-то, но иногда поступает наоборот.
– В компании созданы специальные условия для велосипедистов. Ты ими пользуешься?
– На самом деле, наличие, например, душа особо ничего не даёт, часто у курьеров просто нет на него времени. Ты приезжаешь, хватаешь заказ и погнал.
Базовые вещи: запасные камеры, клей, заплатки для камер, бортировочные лопатки и так далее, всё тут есть, использую. Расходники типа цепи, кассеты, тормозных колодок оплачивает компания.
– Штрафы тоже?
– Да. За три года работы я получил два штрафа, которые компенсировало кафе.
– За что ты их получил?
– За выезд на проезжую часть.
– У вас же есть правила, точнее рекомендации соблюдать ПДД.
– Да, но ситуация была сложная — поздняя доставка, кафе сильно загружено, пришлось немного нарушить. Обычно я так не делаю и не одобряю, да и компания никогда нас не торопит.
На дороге нет особого комфорта, ты не чувствуешь себя в безопасности, поэтому смысла выезжать туда нет.
– Ты работаешь на велосипеде и чинишь велосипеды. Они тебе не надоедают?
– Нет, я катаюсь с друзьями, хотя иногда действительно бывает лениво ехать. Но, с другой стороны, получается так, что не все друзья катаются всесезонно, поэтому ловлю буквально каждый день.
Фотографии: Анжелика Агеева / @ageeva.raw
Этот пост ещё интереснее: Причёски для велосипедистки
Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!